додому Поточні новини Итоги недели в ОРДЛО: старые грабли нормандского формата и задержания “чиновников” в...

Итоги недели в ОРДЛО: старые грабли нормандского формата и задержания “чиновников” в ОРЛО

60

Встреча советников Н4 и предполагаемый черновик ее итогов от РФ

Представитель ОРДЛО в составе украинской делегации ТКГ Сергей Гармаш заявил, что гипотетической датой встречи внешнеполитических советников нормандской четверки является 28.08.2020. Эту информацию также подтвердило российское агентство “Интерфакс”, ссылаясь на свои источники.

Сергей Гармаш высказался об этом в интервью “Обозревателю” следующим образом:

“Встреча политических советников – это Ермак, Козак… Это еще интереснее, мне кажется. Потому что там должен быть Козак, а он же написал, что не будет принимать участие, посмотрим. Это будет странно, если его не будет. Если соберутся только три внешнеполитических советника, это будет означать, что Россия вышла из Нормандии”.

Но на деле, как мы писали раньше, замглавы АП РФ Дмитрий Козак не говорил о намерении РФ покинуть формат вовсе. Эту же мысль подчеркивал и Дмитрий Песков. Речь шла скорее о требовании России принимать все ее пожелания в рамках Н4 безусловно, и, кроме того, о преобразовании работы внешнеполитических советников: возвращение к их технической функции, передаче содержательной составляющей переговоров на уровень глав МИД, привлечение к работе формата Спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ  в Украине и в ТКГ – “во избежание полного абстрагирования нормандского формата от ситуации в ТКГ” (формулировка письма Козака). Все это было необходимо Козаку исключительно для того, чтобы закрепить за ТКГ роль основного формата для обсуждения политических вопросов, вместо такого обсуждения в Н4.

В пользу этой версии говорит публикация 19.08.2020 изданием “Главком” документа, одобрения которого предположительно ищет РФ на встрече внешнеполитических советников 28.08.2020. Текст озаглавлен как “Совместные согласованные итоги совещания советников N4”.

Его содержание сводится к:

– признанию Минских соглашений как основы для работы ТКГ всеми странами-участницами нормандской четверки, а также требованию выполнять все пункты соглашений без исключения;

– требованию отмены постановления ВРУ о проведении местных выборов только на подконтрольной территории, “противоречащего Минским соглашениям”, т. е. россияне требуют проведения выборов в ОРДЛО;

– включению “формулы Штайнмайера” в украинское законодательство;

– внесению поправок в Конституцию Украины, “предусматривающих децентрализацию в качестве основного элемента (с учетом особенностей ОРДЛО)”;

– требованию к ТКГ представить замечания к “проекту закона об особом статусе от 25.05.2020”, предложенного НВФ;

– требованию согласовать с ОРДЛО закон о запрете преследования и наказания лиц, участвовавших в “событиях в ОРДЛО”;

– согласовать закон о “народной милиции ОРДЛО” с представителями НВФ – “для скорейшего выполнения п. 10 Минских соглашений”;

–  согласовать те 4 точки отвода сил и средств, которые не вызывали возражений у украинской стороны ранее, “независимо от авторства предложения”;

– согласовать обмен удерживаемыми лицами, и доступ МККК к узникам “по процедуре, предложенной ОРДЛО 08.07.2020”;

– отказу от “саммитов ради саммитов”, и требованию выполнить парижские договоренности до встречи глав Н4, с согласованием “Киевом и ОРДЛО всех составляющих политического урегулирования”.

Помимо этого, весь текст призван отображать желаемую для России роль в ТКГ и в конфликте в целом – роль посредника.

В пользу достоверности этого документа говорит тот факт, что во время заседания ТКГ и подгрупп российская сторона настаивала на отмене постановления ВРУ, фиксирующего отказ от проведения выборов в ОРДЛО. И в целом – опубликованный текст прекрасно вписывается во всю логику действий РФ.

Но есть одно серьезное “но”: ВРУ не обязана делать поправок на пожелания РФ относительно постановлений о местных выборах в Украине.

Итоги заседания ТКГ. Дебют Кравчука

По итогам видеовстречи ТКГ Украина и РФ (через боевиков), как и всегда, сделали кардинально разные заявления. Только на этот раз об успехах говорила украинская сторона, а не представители ОРДЛО.

По данным сайта ОП, в ходе видеовстречи удалось договориться о 20 участках разминирования, 4 новых участках отвода (о каких именно участках идет речь – по состоянию на 20.08 так и не уточнялось). Кроме того, по информации ОП, удалось достигнуть значительного прогресса в вопросе освобождения пленных.

Представители оккупационных администраций, подконтрольных РФ, возражали: по их версии об участках разминировали должны продолжить договариваться, окончательной договоренности по четырем точкам отвода нет.

Но самым чувствительным моментом этого раунда переговоров стало крайне настойчивое требование РФ отменить постановление ВРУ о проведении выборов только на подконтрольной территории как не соответствующее Минским соглашениям. Новый глава украинской делегации Леонид Кравчук пообещал обратиться к парламенту по поводу соответствия постановления “закону об особом статусе”, что в очередной раз вызвало волну возмущения боевиков и РФ, которые говорили о том, что постановление не соответствует не закону, а Минским соглашениям.

Но – и это, очевидно, необходимо повторять – Минские соглашения никогда не были ратифицированы украинским парламентом. И – более того – они не должны быть им ратифицированы. Следовательно, апелляция боевиков именно к Минским соглашения не является в данном случае аргументом.

Да и если говорить о процессе выборов как таковых – выборы в ОРДЛО никак не смогут быть соответствующими украинскому законодательству в октябре этого года. На территории ОРДЛО находятся регулярные войска РФ и НВФ, подконтрольные России.

И даже после их вывода потребуется длительный восстановительный период, при котором на эти территории будет возвращена безопасность, будут разоружены и расформированы локальные НВФ, восстановлена украинская банковская система и хождение национальной валюты, появится возможность для полноценного функционирования украинских медиа, которые могли бы информировать население о происходящем.

В целом, по итогам этого заседания ТКГ однозначно можно сказать, что никаких уроков из прежнего нормандского саммита представители действующей власти не вынесли: из самого факта нормандской встречи снова делается культ, и украинская сторона пытается ускоренно выполнить и даже перевыполнить (ведь чем иначе объяснить, что вместо запрашиваемых трех новых точек отвода заговорили о четырех?) все условия предыдущего саммита в одностороннем порядке. Но с чем команда Зеленского собирается прибыть на эту встречу?

Ведь какой бы то ни было отчетливой стратегии относительно этой войны в целом у украинского президента и его подчиненных так и не появилось. Более того – все предыдущие инициативы, направленные на то, чтобы “перехитрить Россию” заканчивались одним только недоумением. Задействование переселенцев в ТКГ, которое, по замыслу Ермака-Резникова, якобы должно было выдавить боевиков из формата, не привело к таким последствиям. Более того – представитель ОРДЛО в украинской делегации Сергей Гармаш заявил, что Россия все более нагло пробует самоустраниться от роли стороны в ТКГ, пытаясь назвать себя лишь наблюдателем, а сторонами конфликта – Украину и ОРДЛО.

Но дело не в том, что Россия внезапно применила какой-то решительно новый подход. А в том, что этот план изначально был непродуманным и строился на иллюзии по поводу того, что приглашение боевиков осуществляет РФ, о чем так много говорилось и представителями Украины в политподгруппе ТКГ, и лояльными к Банковой комментаторами. Безусловно, боевики появились там исключительно по воле РФ, но в качестве присутствующих, а не участников.

Тем не менее, приглашение боевиков осуществляется ОБСЕ, представители которой разве что теоретически могли сказать о том, что теперь ОРДЛО представляют наши вынужденные переселенцы, а НВФ следует удалиться – за ненадобностью. Но этот сценарий был оторван от реалий и понимания стратегии РФ относительно этого переговорного процесса, и потому сегодня украинская делегация вынуждена сталкиваться с такой манерой представителей России и НВФ.

Очередные задержания “чиновников ЛНР” и рассказы об “оппозиции в ДНР”

14.08.2020 в ОРЛО задержали так называемую “исполняющую обязанности министра промышленности и торговли” Ирину Деркач. По версии оккупационных “силовых структур” имело место “злоупотребление служебными полномочиями”.

В целом, в самих псевдореспубликах и их телеграм-каналах и других медиа, активно подается мысль о “грядущих чистках в правительстве ЛНР”, которые, якобы, “планировались еще в марте, но были отложены из-за коронавируса”.

Любопытно, что в тот же день появляется весьма симптоматичный текст и о соседней псевдореспублике на российском ресурсе “Военное обозрение”. Ведутся рассуждения о дальнейшей судьбе Пушилина, который не проявляет надлежащей жесткости, и распустил “оппозицию” в лице Ходаковского, Пургина, Ольхина, Антипова.

Автор этого текста, Егор Махов, анализирует роль донецких телеграм-каналов в “очернении республики” и “невольно тоскует по временам Захарченко”, потому что при нем, мол, “вся честная компания отправилась бы рыть окопы или на разминирование”.

Мария КУЧЕРЕНКО, Руководитель проектов Центра исследований проблем гражданского общества

Источник: hvylya.net

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я