Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК, Центр исследований проблем гражданского общества
Обзор событий недели в квазигосударственном образовании «ЛНР»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Пресечение деятельности «украинских шпионов из международной организации»
Основной медиа-ресурс боевиков так называемой «ЛНР» ЛИЦ («Луганский информационный центр») сообщил о «пресечении разведывательной деятельности сотрудников иностранной гуманитарной разведывательной организации» 11. 01. 2018. Речь идет о представителях организации «Акция против голода» – Action contre la Faim.
“Министерством государственной безопасности совместно с Министерством внутренних дел пресечена разведдеятельность незарегистрированной иностранной гуманитарной организации ACF (Action contre la Faim), осуществлявшей свою работу на территории Луганской Народной Республики в интересах украинских спецслужб”, – заявила Евгения Любенко, «руководитель центра по связям с общественностью МГБ ЛНР»
По словам «спикера» основного «силового ведомства» псевдореспублики, сотрудники ACF действовали на территории квазигосударственного образования незаконно, под прикрытием луганской общественной организации «Народная взаимопомощь». На основании данной информации «МГБ» делает выводы о том, что представители организации занимались «шпионажем в пользу Украины».
Хорошей иллюстрацией «законодательства ЛНР» и практик «следственных мероприятий» может послужить цитата из сообщения ЛИЦ о «задержании шпионов»:
«Она [Любенко] отметила, что сотрудниками МГБ и МВД изъяты договоры, переписка, отчеты о проведении социологических исследований и другие документы, подтверждающие противоправную деятельность».
Тем самым уполномоченные «органов власти» сепаратистов подтвердили свою верность стратегии максимальной закрытости всего происходящего в квазигосударственных образованиях от внимания международных гуманитарных организаций. Именно из-за подобных действий боевиков в отчетах большинства организаций, выполняющих мониторинг соблюдения прав человека, можно прочесть формулировки вроде «доступ на неподконтрольные Украине территории затруднен». На практике это значит, что те немногие представители гуманитарных организаций и фондов, которые все же оказываются на территории ОРДЛО, попросту не имеют никаких гарантий собственной безопасности, и потому такие опыты не могут быть ни регулярными, ни массовыми.
Председатель ОО “Народная взаимопомощь” Дмитрий Гасимов в комментарии ЛИЦ заявил, что сотрудничество с представителями ACF началось в 2016 году.
“В 2016 году приезжал иностранный представитель Эрик, фамилию не помню, для получения аккредитации на территории нашей Республики, но у него ничего не получалось. Они нам помогали, выделяли финансирование. У людей выборочно, которые получали помощь, производили опрос: возраст получателя, адрес проживания, состав семьи, паспортные данные. В дальнейшем сотрудники ACF в городе Луганске обрабатывали эту анкету и отправляли в электронном виде в виде отчетности в город Северодонецк своим сотрудникам”, – рассказал Гасимов.
При этом сотрудники “Народной взаимопомощи” отметили, что вносили в отчеты о деятельности заведомо ложные данные для продолжения финансирования организацией ACF.
Информация о задержании помощников ACF также была подтверждена руководителем «Восточной правозащитной группы» Павлом Лисянским.
ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ
Прекращение работы оператора Vodafone
11.01. 2018 было прекращено обслуживание абонентов Vodafone на временно неподконтрольной Украине территории Луганской области. Информацию «министерства связи и массовых коммуникаций ЛНР» подтвердили и украинские журналисты, предпринимающие попытки дозвониться до абонентов, находящихся по ту сторону линии разграничения.
Первоначальной версией произошедшего от боевиков из так называемой «ЛНР» был разрыв кабеля «в соседней ДНР», однако вскоре в качестве рабочей версии стали рассматривать уже давно и прочно полюбившуюся боевикам легенду об «украинских диверсантах», на этот раз запущенную «Донецким агентством новостей».
Интервью освобожденного из плена «ЛНР» Владислава Овчаренко
В интервью «Донбасс. Реалии» освобожденный из плена ультрас луганской «Зари» Владислав Овчаренко рассказал об условиях содержания пленных и о жизни на временно неподконтрольных Украине территориях. Овчаренко заявил, что к нему применялись пытки и психологическое насилие – представители МГБ, держащие узников «на подвале» не только систематически избивали пленных украинцев, но и пытались воздействовать через родственные\личные связи, угрожая расправой над родными и близкими находящихся в заточении, как это было в случае с Овчаренко. Ниже приводим прямые цитаты из интервью:
– Влад, что было самым трудным за те 15 месяцев в плену?
– Психологическое давление, когда был в МГБ «на подвале». Когда они привозили моих родных, привозили туда мою девушку, обещали расправой и издевательством над ними. Можно пережить пытки, что угодно, но такое психологическое давление – самое сложное.
Также Овчаренко рассказал о том, что представители «МГБ» получают за издевательства над пленными куда большие суммы, чем «рядовые» бандформирования «ЛНР»: зарплата представителя «МГБ» – примерно 50-60 тыс. русских рублей, в то время как рядовые остаются «пятнадцатитысячниками». Зарплаты гражданских лиц, по словам Владислава, не превышают 7 000 рублей, что несоизмеримо с ценами внутри квазигосударственного образования.
Освобожденный из плена активист ультрас-движения заявил, что к населению оккупированных территорий Луганской области понемногу приходит прозрение:
–(…) Говорят, что там люди зомбированные и поддерживают «власть», но что говорили на самом деле?
– Люди начинают понимать, может слишком поздно, но прозрение появляется. Если еще до начала всей этой ситуации, около 70% поддерживали «ЛНР», то сейчас скорее 70% поддерживают возвращение Украины. Все видят, что эта «республика» ни к чему хорошему не привела, все в ней разочарованы. Включая даже некоторых военных, этих «республиканских».
Интервью «активистки» Максимовой. Подражание «Московскому комсомольцу»
Не молчат и «активисты русской весны», оказавшиеся после обмена на территории «ЛНР».
Квазигосударственным образованиям необходимо что-то противопоставить фактам, озвучиваемым освобожденными стороной боевиков, и потому понемногу появляются интервью, напоминающие по своей стилистике публикации в «Московском комсомольце» на похожую тематику. Одно из них – с Ольгой Максимовой – вышло 10.01.2018. Приведем несколько цитат из текста, опубликованного в «ЛИЦ»:
«Вся вина Ольги Максимовой заключалось лишь в том, что она была организатором референдума 2014 года в городе Счастье. Ни ее физическое состояние инвалида детства, ни находящаяся на ее попечении парализованная мать не остановили отморозков из “Айдара” и следователей СБУ. После многократных арестов, задержаний и побоев Максимову почти на пару лет закрыли в СИЗО, а после осудили и отправили на зону.»
(…)
«Несмотря на саботаж городской власти и правоохранителей, референдум в Счастье был проведен на высоком уровне.
– После выборов мэрия сказала, что так качественно выборы у нас еще не проводились, – отмечает Ольга. – Все было очень организованно. Только до обеда у нас прошло больше половины избирателей, а в целом явка составила под 90%. Никаких эксцессов не было – вообще ни одного! Все бюллетени мы посчитали очень быстро. Хотя и предпринимали меры осторожности, так как реально боялись провокаций и начала силового сценария».
Подобные тексты обычно публикуются непосредственно в московских пропагандистских изданиях, но стилистически они все же несколько отличаются от такого соединения канцелярита и лагерного жаргона. Но обращение с цифрами остается на уровне всех российских тенденций последних лет – рекордно высокая явка, и поддержка желаемого РФ результата «референдума». Вызывают большие сомнения и описанные Максимовой аресты – то ее арестовывали представители батальона «Айдар», потом СБУ, потом – «Правый сектор», «Золотые ворота», после – уже окончательно – снова СБУ. Сколько же было «арестов» на самом деле – сказать, исходя из текста, не представляется возможным.
КОММЕНТАРИЙ:
Волна публикаций об освобожденных украинских пленных и факты, которые озвучивают военные и гражданские, побывавшие «на подвалах», очевидно, вызывают огромное раздражение в РФ, ведь таким образом оказываются нарушены два основных для нее мифа: что в Украине идет гражданская война и что пророссийские сепаратисты – образец гуманизма и следования нормам международного права. Оба утверждения Кремля давно опровергнуты, но с комментариями освобожденных пленных появляется все больше и больше деталей, которые активно документируются правозащитниками и представителями международных гуманитарных организаций.
Очевидно, в качестве «ответной меры» мы увидим новые интервью пособников боевиков, где снова и снова будут повторяться рассказы об «СБУшниках из Львова и Киева», которые по нескольку раз задерживали одних и тех же лиц, о «зверствах «Правого сектора» и т. д.
Гуманитарная ситуация на территории псевдореспублики по сути остается неконтролируемой. Так называемая «власть» не может решить не только вопросов обеспечения проживающих на этой территории связью («местные операторы» – «Феникс» и «Лугаком» не обеспечивают связи не только с территориями, контролируемыми Украиной, но и не дают возможности даже дозвониться на стационарный номер в том же Луганске) , но и противодействует попыткам представителей международных организаций предпринять что-либо для изменения ситуации. Это в очередной раз доказывает, что ни РФ, ни сами боевики не справляются и не хотят справляться с гуманитарными проблемами на оккупированных ими территориях и любое закрепление статуса этих территорий как оккупированных де-юре поставят их в тупик.
Обзор событий недели в квазигосударственном образовании «ДНР»
АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Заявления Путина о «перспективах урегулирования»
Во время встречи с главными редакторами российских СМИ 11. 01. 2018 Путин заявил о необходимости пересмотреть отношения между Украиной и РФ, назвав их основной проблемой «вопрос Донбасса»:
«Абсолютно ненормальная ситуация, когда вместо конструктивного развития отношений между двумя близкими, братскими странами, фактически частями одного и того же народа складывается ситуация, которую мы наблюдаем сегодня. Рассчитываю, что после решения вопроса на Донбассе – рано или поздно это произойдет, сомнений нет – будут нормализовываться отношения межгосударственные между Украиной и Россией. Что касается перспектив урегулирования на Донбассе, это приобретает характер замороженного конфликта. Никто в этом не заинтересован, в том числе, Россия. Мы хотим, чтобы ситуация разрешилась, но разрешилась так, чтобы не она не вызывала озабоченность у тех, кто проживает на этих территориях».
Решение Путин, как и его помощник Сурков, видит только и исключительно в Минских соглашениях и их соблюдении, причем «не выборочно, как кому-то нравится, а в полном объеме, так, чтобы это устраивало тех, кто проживает на Донбассе. Со всем, что там прописано. В том числе – законом об особом статусе Донбасса».
Слова Путина, по обыкновению, противоречат действиям: так, Закон 7164, предполагающий вступление в силу особого порядка местного самоуправления для Донецкой и Луганской областей Украины после вывода всех незаконных формирований с их территории, уже давно принят, но никакие другие шаги для воплощения Минских соглашений не предпринимаются в первую очередь российской стороной. О выводе всех подконтрольных РФ бандформирований и наемников с территории Украины на практике речь не ведется и вовсе, более того – прекращение огня достигается лишь очень краткосрочно, и это в то время как россияне и подконтрольные им боевики не способны даже придерживаться обозначенной Минскими соглашениями линии разграничения. На данный момент единственный, кто подходит к интерпретации Минских соглашений выборочно и «как кому-то нравится» – это российская сторона, так как говорить о том, что есть некие стороны «республик» на практике не приходится.
Эта встреча ознаменовалась рядом заявлений президента РФ, которые звучат примерно настолько же абсурдно, как вышеприведенное – в частности, предложением «забрать украинскую военную технику из Крыма».
Встреча Путина и Медведчука
- 01. 2018 состоялась встреча Путина и представителя Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Виктора Медведчука, о чем сообщил пресс-секретарь президента РФ Песков.
По словам Пескова, стороны обсудили подготовку ко второму этапу обмена пленными на Донбассе, а также освобождение осужденных в России украинцев. Кроме того, на встрече поднимался вопрос о реальных перспективах ввода миротворческого контингента ООН на Донбасс.
После этой встречи Медведчук в интервью «Комсомольской правде» заявил о том, что категорически отвергает даже рассмотрение закона 7163, который, по его мнению, является ни чем иным, как предпосылкой для дальнейшей «дезинтеграции Донбасса». Также политик объяснил отношение РФ к этой инциативе:
«Принятие закона, в котором имеет место признание России государством-агрессором, будет означать, что Украина в дальнейшем не сможет рассчитывать на влияние России (как участницы “нормандской четверки”) на непризнанные республики в вопросах реализации Минских соглашений».
Но в своих дальнейших заявлениях Медведчук снова противоречит сам себе: говоря о том, что Минским соглашениям нет и не может быть никакой альтернативы, он одновременно заявляет что решение кроется в прямом диалоге между Москвой и Киевом. Но сами Минские соглашения по сути своей не предполагают этого прямого диалога – согласно данным договоренностям, РФ является наблюдающей стороной, но не участником боевых действий.
Заявления Захарченко о «грядущей эскалации»
В комментарии сепаратистскому изданию «Антифашист» глава боевиков «ДНР» Александр Захарченко заявил о «грядущей эскалации с украинской стороны». Дословно он заявил следующее:
«Ситуация в зоне соприкосновения сложная, я бы даже сказал, что она – предбоевая. Если лёгкий мороз продержится хотя бы неделю-две, можно ожидать больших провокаций со стороны Украины. До этого, в связи с погодными условиями, у них не было возможностей для совершения провокаций. Сейчас же погода им их предоставляет. Президенту Порошенко приходится решать проблемы как внутренние, так и внешние. Единственное решение этих проблем – развязывание войны на Донбассе. Насколько Киев к этому готов, я не знаю, но судя по тем обстрелам, которые ВСУ осуществляли вчера и сегодня ночью, это решение у него зреет. Войска ДНР давно уже приведены в боевую готовность, подразделения армии Донецкой Республики в состоянии отразить любую агрессию, поэтому причин для волнений нет. Так что, ждем. Понятно, что это – война, но единственное, что я могу сказать – для Киева она будет последней, которую они смогут развязать на нашей территории».
Листовки с напоминанием о трагедии трехлетней давности в Докучаевске
13.01.2018 украинский военкор Андрей Цаплиенко сообщил, что в Докучаевске, находящемся на временно неподконтрольной Украине территории, были расклеены листовки, призванные напомнить о трагедии, произошедшей в Волновахе ровно три года назад.
«Сегодня в Докучаевске, который контролирует “ДНР”, появились эти листовки. С извинениями в совершении преступления. С напоминанием, кто это сделал. На чьих руках кровь земляков. Что это, раскаяние или спецоперация? У меня есть только три фотодоказательства. Но открыток было много. На стенах “хрущевок”, на заборах, на порталах официальных зданий. Их видели на Театральной и Центральной, на Ленина, на Октябрьской и Независимости. Боевики поспешно срывали их на Мельникова, Куйбышева и Свердлова. Но бесполезно. Люди успели не то, что прочитать их, а даже сфотографировать. Кто же рисковал жизнью, чтобы развесить эти открытки? Возможно, проукраинские партизаны на оккупированной территории. А, возможно, просто обычные люди. Которые долгие годы ждут возвращения Украины. И помнят все»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Эскалация на Светлодарской дуге. Свидетельства применения новейшей российской техники
Согласно сводке ИС («Информационного сопротивления»), на протяжении 10. 01-11.01 отмечалось продолжение активности оккупантов на Светлодарской дуге – боевики неоднократно применяли на этом направлении 120-мм миномёты, обстреливая передовые позиции ВСУ южнее Светлодарска и севернее Нижнего Лозового. Огонь ведется с позиций в балках между высотой 223.2 и Логвиново, чередуя с огнём из посадок между Логвиново и Нижним Лозовым. В данном случае, в частности, мобильная огневая группа из состава «7-й омсбр» оккупантов отрабатывает «легенду» по пресечению «провокаций украинских войск» для росТВ (одновременно в своих сводках оккупанты усиленно разгоняют информацию о том, что на этом участке ВСУ якобы обстреливают боевиков из БМП и гранатомётов). Также зафиксирован факт пребывания и работы в районе Светлодарской дуги новейшего российского комплекса радиоразведки “Торн”.
Ранее подобные комплексы уже неоднократно были обнаружены на Востоке Украины – в 2015 году в районе Донецкого аэропорта и Дебальцева.
КОММЕНТАРИЙ:
РФ и подконтрольные ей боевики не собираются как-либо менять свою линию поведения – как мы неоднократно писали ранее, основным документом для РФ были и остаются Минские соглашения, которые призваны обеспечивать «диалог между Украиной и ДНР\ЛНР», что на самом деле недопустимо и никак не может быть верным подходом с юридической точки зрения, ведь де-юре не существует ни «ДНР», ни «ЛНР». Даже Медведчук, повторяя заученную формулу о том, что никаких альтернатив Минским соглашениям нет и быть не может, делает крайне серьезную оговорку – он резонно говорит о том, что нужны прямые переговоры с РФ, которых Минские соглашения как раз и не предполагают. Заявления о «прекращении помощи в урегулировании со стороны РФ» в случае принятия закона 7163 звучат верхом цинизма, но Россия может претворить свои угрозы, ретранслированные через интервью Медведчука, в жизнь, сорвав новый готовящийся обмен пленными.
Постоянные отсылки к неработающим и юридически безграмотным Минским соглашениям демонстрируют тот факт, что РФ успешно загоняет и Украину, и ее западных партнеров в изначально ложный дискурс, в котором завершение конфликта на самом деле не предполагается, а слова Путина о его «доброй воле» и нежелании видеть конфликт на Востоке Украины замороженным в этом случае следует интерпретировать как желание видеть его мерцающим.