…«Не Россия взорвала дамбу Каховской ГЭС, а путинские ублюдки. Для меня россия это Ахеджакова, Ходорковский…» Автор этой цитаты (набил оскомину в эфирах) приводит еще несколько имен антипутинцев для доказательства непричастности страны-террориста к совершенным преступлениям. Был бы он «хорошим русским», я не стал бы реагировать на распространенное заблуждение. Но субъект паспортизирован украинцем, поэтому стоит кое-что прояснить.
С исторической точки зрения россия прекратила свое существование в 1917 году после октябрьского переворота. Очевидная вещь. Новая страна под двойным именем (СССР и РСФСР) просуществовала до 1991 года. Ее назвали россией по старой памяти, но условно, понимая, что между двумя династиями (Романовых и ликвидировавших ее пролетариев) нет никакой связи, кроме географического расположения и ограниченного перечня постоянно переставляемых имен писателей.
Потом появилась третья разновидность государственного образования – РФ. Она в корне отличалась от всех предыдущих. Попытка объединить их в одно историческое целое – оксюморон. Все равно, что назначить сына убитого палачом Ивановым узника Петрова – сыном и правопреемником обоих мертвецов. Или сказать, что ФРГ является правопреемником Пруссии Вильгельма второго, Третьего рейха и ГДР вместе взятых.
Когда мы используем этно-географическое название «Германия», то ориентируемся не по слову, а временному контексту, который определяет его сущность: «Фашистская Германия захватила Польшу», «кайзеровская Германия применила отравляющий газ», «Германия Меркель строит газопровод» и т.д. В случае с Россией исторический контекст не меняется. россия разорвала Брестский мир, россия взорвала Днепрогэс, она же – Каховскую ГЭС. Она же устроила Голодомор и она ежедневно обстреливает Украину ракетами. Центр принятия агрессивных решений всегда находился и находится в петрограде или москве, столицах россии.
Придуманной хорошими русскими приятной страны с таким именем не существует. Всегда есть только одна – безжалостная к своим и чужим гражданам, пропитанная злобой на весь мир, готовая поддерживать царя, генсека и президента в войне «до победного конца».
В эти дни 107 лет назад генерал А.Брусилов совершал свой «прорыв», пытаясь захватить Галичину. Положил миллион своих солдат, полмиллиона чужих, разрушил жизни нескольких миллионов украинцев, но ничего не добился. Через пять месяцев после завершения «блестящей операции» империя рухнула. Однако этим сражением до сих пор гордятся в России, как уникальным вкладом в военное искусство.
Чем отличается поведение России в 1916 и 2023 годах? Ничем, потому, что за словом россия стоит не просто имперская идея покорения народов, а философия русской жизни, смешанная с настроением «простых россиян», предпочитающим драку любым договорам и превратившим уродство в эталон красоты.
Сегодня риторика Михаила Ходорковского, писателя Д.Быкова, медиаресурсов «Дождь», «Грянул Грэм» почти не отличается от риторики террористов Гиркина и Пригожина. Все клянут Путина за коррупцию, разложение армии и приближающуюся гибель России. Тут все они полезны. Но есть и другой аспект. Антипутинцы нашли консенсус в спасении России, напоминая нам Деникинский проект, осуществление которого для украинцев оказалось бы большей трагедией чем большевизм.
Представим, они победили. К власти в москве пришли новые люди, наладив демократический процесс, опирающийся на мнения и настроение масс. Но желания масс пока остаются такими же, как в 1916, в 1994, и в 2023 – «война до победного конца». (Конец, как известно из итогов Первой мировой и Первой чеченской, не слишком подходит к победе, но слоган есть слоган – зазубрина в голове) .
Сохранится название «россия» или нет, решать не нам. Но то огромное пространство, где живут разные народы, готовые по приказу из москвы совершать преступления во имя россии должно сменить вывеску.
Возможно, под ней найдется уголок и для прекрасных людей, вроде Владимира Набокова, для которого Россия умерла один раз, а не совершает суицид с летальным исходом 106 лет подряд.
Автор: Олександр ПРИЛИПКО