Киев. 10 мая 2017 года (Политком). Атака епископа Банченского Лонгина, викария Черновицкой епархии, как известно, направлена в первую очередь на патриарха Московского Кирилла. Однако следует отметить, что участники грядущего «буковинского собора» выступают преимущественно против патриарха Константинопольского Варфоломея, обвиняя последнего в ереси экуменизма. Как следует из документов Святого и Великого Критского собора, а также разъяснений (https://www.academia.edu/30594019/) Св. Синода Румынской Православной Церкви, эти обвинения совершенно беспочвенны. Тем не менее, кто-то продолжает накалять обстановку.
Как я отмечал раньше, все действия епископа Лонгина сходят ему с рук. В моем понимании, это свидетельствует не о слабости административной вертикали, а о наличии у Чистого переулка плана «многоходовочки», которая позволит не только нейтрализовать зарвавшегося обвинителя патриарха, но и достичь гораздо более значимого результата. При этом я опасаюсь, что украинские иерархи даже не в курсе, что в этой игре им, в лучшем случае, отводится роль пешек.
Московия продолжает мнить себя империей, пытаясь снова разыграть церковную карту. В конце прошлого века основным приоритетом северного соседа стало недопущение разрыва именно церковной скрепы – недопущение автокефалии Украинской Православной Церкви. Я не буду делать долгий исторический экскурс в историю поместных Церквей, отмечу только, что и в автокефальной Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, а также в Албанской Православной Церкви или в Кипрской Православной Церкви количество прихожан такое же, как в некрупной украинской епархии. При этом никто не оспаривает их право на автокефалию. Однако Москва всячески упирается предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви, которая во много раз превышает как по количеству прихожан, так и приходов несколько поместных Церквей, даже вместе взятых.
Кстати, не так давно, в 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке, в которой насчитывается 650 приходов, т. е. ситуация чудно характеризуется фразой «было бы желание». Подробнее (https://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/34239-darovanie-avtokefalii-pravoslavnoj-cerkvi-v-amerike-v-svete-dokumentov-cerkovnyx-arxivov.html)
Размер имеет значение
Помимо «государственнических» соображений есть еще и соображение размера, ведь в случае отторжения УПЦ от РПЦ и последующего объединения всех веток украинского православия, значение Киева в глазах прочих православных Церквей может превысить значение Москвы. Более того, может приключиться и «парад автокефалий», когда за Украиной потянется Беларусь, Молдова…
Я не могу знать, какое место займет предстоятель Киевской Церкви в диптихе, но поскольку Киевская кафедра гораздо древнее Московской, возможно, что это будет пятое место, занимаемое ныне именно Москвой. Перестановки в диптихе могут носить и более массовый характер, если о своей древности заявят Болгарский и Сербский Патриархаты.
Однако все это мелочи по сравнению с падением статусности Московского патриархата в самой Московии. Ведь если «держатель скреп» не удержит Украину, выходец с Лубянки ему этого не простит, и государственная машина, которая до сих пор подвозила Московский патриархат, может резко высадить этого ни на что не способного пассажира. На фоне санкций и, как следствие, падения доходов олигархата кооперативу «Озеро» может понадобиться новая дойная корова – ведь выборы надо побеждать. И тогда сначала в епархиальные управления, а потом и на приходы потянутся налоговые проверки, пожарники, санстанция и многие другие проверяющие органы.
А ведь не так давно Путин целовался со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием, намекая тем самым, что у него – у президента – на случай нового прокола патриарха Кирилла на скамейке запасных уже есть человечек. И если нынешние православные окажутся недостаточно державославными, то у Путина найдется кто-то лучше разбирающийся в веяниях. К тому же стоит вспомнить, что «со времени русского раскола никто из глав государства Российского со староверами не общался»…
Над кем судилище-то?
Однако вернемся к нашему епископу Лонгину и его собору. Как объявили организаторы, на соборе ожидаются представители из разных стран, сплошные антиэкуменисты, объединенные великой целью – высказать свое «фэ» новоявленной ереси, а также основным ее фигурантам. И вот здесь-то и порылась собака. Епископ Лонгин нападает на патриарха Кирилла за то, что тот встретился с Папой Римским, и это, фактически, единственное действие патриарха Кирилла, вызывающее нарекание. Конечно, есть еще речи патриарха, а слова для нас, православных, также имеют значение, но все это несопоставимо с действиями патриарха Варфоломея, которые вменяются ему в вину антиэкуменистами. Это и многократные встречи с Папой Римским, и проведение Критского Собора, в котором делегация Московского патриархата не участвовала.
Есть все основания предполагать, что опытные кукловоды, знатоки человеческих душ из спецслужб, направят праведный гнев антиэкуменистов на одного только патриарха Константинопольского.
Естественно, к «рецепции» буковинского собора надо подготовить свою паству, и в этом направлении делаются реальные шаги. Так, рупор «прицерковленной» Московии «Союз православных журналистов» 5 мая опубликовал открытое письмо митрополита Калавритского Амвросия патриарху Константинопольскому Варфоломею, в котором митрополит призывает патриарха «не настаивать на еретическом и богохульном положении» и прекратить «гонения несогласных» с Критским собором. Ссылка с СПЖ ведет на сайт российского «Издательского дома «Святая Гора», а уже тот – на блог митрополита на домен blogspot.be – бельгийский аналог«Живого журнала», т. е. даже не на официальный сайт епархии. При этом на сайте «Святая гора» постоянно публикуются материалы, направленные на преуменьшение значения Критского собора. Да и разве может быть иначе, если Москва этот собор продинамила?! Однако важно, что этот антикритский (читай антиварфоломеевский дискурс) транслируется «украинским» интернет-ресурсом.
Какова же цель «непротивления» иерархии собору, в повестке дня которого анафема патриарху Кириллу? Следует предположить, что компетентным органам давно уже известна повестка, что на фоне «нечестивца» Варфоломея на встречу патриарха Кирилла с Папой просто закроют глаза. Кстати сказать, как оказалось больше года спустя, оказывается, именно на этой встрече было договорено о приезде мощей св. Николая Мирликийского на Московию, причем на дату, которая по совершенно удивительному стечению обстоятельств приходится на канун тезоименитства патриарха. И в такой ситуации он оказывается весь в белом.
Удачно подобрано место проведения собора. Хотя МП считает Украину своей «канонической территорией», он всегда может откреститься от антиэкументистов, мол, этот собор состоялся на территории автономной УПЦ. В рамках самой УПЦ – снова удачно, ведь Буковина не так давно, в рамках Австро-Венгрии сама пользовалась статусом фактической автокефалии, так что при большом желании соборяне могут что-то «замутить» и в этом направлении.
А вот присутствие на соборе фриков действующего епископа, хоть и викарного, очень сильно легитимизирует это сборище. Осмелюсь предположить, что туда может подтянуться и несколько заштатных, но все таки епископов из разных уголков, что даже может усилить иллюзию соборности.
А чей профит?
Московитскую пропагандистскую машинерию меньше чем нисколько будут интересовать подробности «кликушеского собора». Важно, что
1) произойдет он не просто за рубежом, а в границах того государства, чей парламент обратился к патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию;
2) патриарх Варфоломей совокупно с иерархами Критского собора будут объявлены еретиками;
3) МП заявит о правильности своего решения не принимать участие в Критском соборе;
4) снимет напряженность, вызванную «гаванской встречей» и заткнет рот злопыхателям.
Осмелюсь предположить, что нас снова попробуют на прочность, когда особо ретивые батюшки начнут проводить у себя на приходах «разъяснительную работу» с целью формирования образа врага мирового православия – Константинопольского патриарха Варфоломея.