Два тела соприкасаются друг с другом. Но что значит прикоснуться? Что такое контакт?.
Джорджио Колли дал точное определение этому, указав, что две точки находятся в контакте, когда они разделены только пустотой представления. Контакт — это не точка контакта, которая сама по себе не может существовать, потому что любое непрерывное количество можно разделить. Считается, что две сущности находятся в контакте, когда между ними нельзя вставить посредника, когда их отношения непосредственны.
Если между двумя сущностями существуют определенные отношения взаимного представления (например: субъект-объект; муж-жена; хозяин-слуга; расстояние-близость), то нельзя сказать, что они находятся в контакте; но если всякая репрезентация проваливается, если между ними нет связи, нет ничего, тогда и только тогда можно сказать, что они находятся в контакте.
Это также можно выразить иначе, сказав, что контакт иррепрезентативен, что невозможно представить здесь рассматриваемые отношения — или, как пишет Колли, “контакт, следовательно, является указанием репрезентативного ничто, метафизического промежутка”.
Недостатком этого определения является то, что, поскольку оно прибегает к чисто негативным выражениям, таким как “ничто” и “иррепрезентабельное”, оно рискует раствориться в мистицизме. Сам Колли уточняет, что контакт можно назвать непосредственным лишь приблизительно, что репрезентация никогда не может быть полностью исключена.
Чтобы избежать какого бы то ни было риска абстрактности, будет полезно вернуться к исходной точке и снова спросить, что значит «прикоснуться», то есть поставить под вопрос самое простое и непосредственное из чувств, которым является осязание.
Аристотель размышлял об особой природе осязания, которая отличает его от других чувств. Для каждого чувства существует среда (metaxy), которая выполняет определяющую функцию: для зрения среда — это прозрачное (diaphane), которое, будучи окрашено определенным цветом, действует на глаз; для слуха это воздух, который, двигаясь телом звука, ударяет в ухо. Что отличает осязание от других чувств, так это то, что мы воспринимаем осязаемое не «потому что среда оказывает на нас действие, но вместе (ama) со средой».
Эта среда, которая не является внешней по отношению к нам, но находится внутри нас, является плотью (sarx). Это означает, что прикасаются не только к внешнему объекту, но и к движущейся или перемещаемой им плоти – другими словами, при контакте мы касаемся нашей собственной чувствительности, на нас влияет наша собственная способность воспринимать.
В то время как в поле зрения мы не можем видеть наши глаза, а на слух мы не можем воспринимать нашу способность слышать, при прикосновении мы касаемся нашей собственной способности касаться и быть затронутым. Контакт с другим телом — это вместе с тем и прежде всего контакт с самими собой.
Осязание, которое кажется подчиненным другим чувствам, теперь в некотором роде является первым, потому что именно в нем порождается нечто подобное субъекту, который в поле зрения и другими чувствами каким-то образом абстрактно предполагается. Мы впервые переживаем самих себя, когда, касаясь другого тела, мы соприкасаемся вместе нашей плотью.
Если, как мы извращенно пытаемся сделать сегодня, мы отменим все контакты, если все и вся будет держаться на расстоянии, тогда мы утратим не только опыт других тел, но, прежде всего, весь непосредственный опыт самих себя, то есть мы вчистую утратим попросту нашу плоть.
Источник: Quodlibet