Ясно, что России грозит потенциальная военная катастрофа в Украине. Весной этого года украинские войска готовятся к крупному контрнаступлению. Тяжесть этого поражения будет измеряться военными потерями Москвы и территорией, которую она сдаст. Это также поставит перед западным альянсом насущный вопрос — как вести себя с побежденной Россией?
Разгромные военные потери будут хронически ослаблять Российское государство. Некомпетентность правящей элиты и глубоко укоренившаяся коррупция в армии и спецслужбах спровоцируют борьбу за власть в Кремле. В то же время сокращение экономики, падение доходов бюджета и уровня жизни вызовут общественное сопротивление в десятках регионов. Признаки конфликта между Москвой и отдаленными от нее территориями, а также между военными и гражданскими уже заменты и могут быстро возрасти по мере возвращения с фронта вооруженных формирований.
Для Вашингтона и Брюсселя самой большой проблемой будет справиться с последствиями поражения России. Сравнение с нацистской Германией после Второй мировой войны вводит в заблуждение. Германия была оккупирована, демилитаризована, денацифицирована, деимпериализована и разделена. Но ни одна сила в мире не собирается повторять это внутри России. В то же время Россия, переживающая глубокие послевоенные потрясения, не сможет просто вернуться в международную систему, и никто не отменит экономические санкции против нее, поскольку это просто возродит имперские амбиции ее правящих элит.
Единственным практическим решением без иностранной оккупации является разработка оперативных планов управления на случай, если эта несостоявшаяся федерация начнет самопроизвольно рассыпаться.
Во-первых, НАТО должно усилить оборону стран, граничащих с Россией, чтобы предотвратить любые попытки Москвы спровоцировать конфликты, чтобы отвлечь внимание от своего внутреннего кризиса. Присутствие многонациональных сил НАТО среди государств-членов должно увеличиться, а партнеры по НАТО должны получить системы вооружений, которые помогут защитить их от любых провокаций Кремля. Наступательные возможности России будут ослабевать по мере укрепления оборонительных возможностей союзников и партнеров.
Вторым ключевым элементом в отношениях с побежденной в военном отношении Россией было бы создание в Вашингтоне группы планирования политики, сосредоточенной на анализе надвигающегося распада России. Он может разработать различные модели реагирования для целого ряда сценариев внутри России. Параллельно с этим в штаб-квартире НАТО в Брюсселе должен быть создан центр «планирования конфликтов», который специально занимался бы проблемами региональной нестабильности, которая наверняка возникнет вследствие несостоятельности Российского государства.
Также следует сосредоточить внимание на тесном сотрудничестве с соседями России по мониторингу политической и экономической ситуации во всех граничащих с ними российских регионах. Эта политика должна защитить соседние с Россией страны в ситуации, если в Москве произойдет федеральный раскол и по стране будут распространяться социальные беспорядки.
Главной целью будет подорвать агрессивные имперские устремления России путем взаимодействия с политиками, партиями, республиками и регионами, стремящимися улучшить отношения с Западом.
По мере ослабления Москвы бывшие союзники России уже сегодня тянутся к Западу, включая Беларусь, Армению, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Эффективная политика США не может быть сосредоточена исключительно на продвижении демократии, она должна быть геостратегической, чтобы продвигать государственную независимость суверенных стран и ликвидировать имперское влияние России.
Третьим важным компонентом борьбы с разваливающейся Россией является поддержка национальной и региональной эмансипации.
Если после военного поражения Москвы в России не будет реализован подлинный федерализм, то наиболее конструктивным решением станет образование новых государств, как это было во время краха советского коммунизма. Вашингтон и Брюссель должны быть в авангарде развития связей с новыми субъектами для поощрения демократии, прав меньшинств, международной торговли и инвестиций. В условиях растущего трансграничного сотрудничества, выгодного для местного населения, Кремлю будет трудно разжигать национальную враждебность по отношению к Западу.
Дипломатическая поддержка должна быть оказана всем построссийским республикам и регионам, выбравшим независимость. Чтобы поощрить мирный переход к государственности, западные столицы могут предложить посредничество между спорящими сторонами и возникающими образованиями, будь то в отношении прав меньшинств, ресурсов или территорий.
Хотя Запад не может предопределять распад России, он, безусловно, может внести позитивный вклад в становление новых государств и будущих союзников.
Автор: Януш Бугайский
Источник тут
Оригинал тут