додому Економіка Бизнес отказывается от street retail

Бизнес отказывается от street retail

172

Киев. 05 июня 2015 года (Allretail.ua). Предприниматели покидают помещения на первых этажах жилых домов. По оценке специалиста по коммерческой недвижимости Вадима Зинченко, до конца этого года вакантность на стрит-ритейле Киева (объекты за пределами торговых центров) составит около 35%.

Таких низких показателей эксперт не припомнит за последние пять лет. «Основная масса арендаторов, которые хотели закрыться, уже сделали это», — говорит Зинченко. Он рассказал ABCnews, что после лета исчезнут небольшие магазины, собственники которых еще надеются на улучшение ситуации.

Неудовлетворительные показатели

В конце мая вакантность стрит-ритейла составила около 30%, что примерно в три раза выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Зинченко. «Помещений, которые можно арендовать, действительно стало намного больше», — подтверждает тенденцию генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.

Ситуация отличается в зависимости от месторасположения объекта. Например, возле станций метрополитена, по словам Зинченко, свободных помещений практически не найти. В спальных районах столицы, где пассажиропоток не такой высокий, вакантным является каждый второй объект недвижимости. В центральных района Киева ситуация чуть лучше. По данным консалтинговой компании Colliers International, по состоянию на начало мая на Крещатике пустовало практически каждое пятое помещение. Для центра, в отличие от других районов столицы, характерна положительная динамика. «Спрос по-прежнему формируется преимущественно за счет операторов ювелирных изделий, заведений общественного питания, компаний, представляющих услуги, и магазинов электроники. Но текущая ситуация по всем параметрам и близко не дотягивает до показателей 2012 — первой половины 2013 годов», — констатирует управляющий директор Colliers International Александр Носаченко.

Потребители экономят

Предприниматели переживают не лучшие времена, поэтому и вынуждены сворачивать свой бизнес, признает Вадим Зинченко. «Продажи упали абсолютно у всех категорий потребителей», — заметил он. Ранее совладелец компании Zeebra (сети Six, I am) Дмитрий Ермоленко подсчитывал, что обороты fashion-ритейлеров за четыре месяца этого года в натуральном выражении снизились на 30-50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В мае ситуация существенно не изменилась.

Главная причина оттока потребителей — резкий рост цен на одежду и обувь: за последний год она подорожала как минимум в два раза. Доходы украинцев на этом фоне не выросли, и большинство населения вынуждено экономить. По данным исследовательской компании GFK Ukraine, в апреле потребительские настроения снизились по сравнению с мартом на 0,4 п. п. и составляют 41,4 (максимум 200). Заманить покупателей в магазины можно лишь при помощи больших дисконтов. «В этом году в апреле распродажи были дольше, а скидки — больше. Например, в наших магазинах они доходили до 60%», — рассказывает генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.

Еще одна причина оттока арендаторов — жадность собственников помещений, некоторые из которых требуют платить им по $100 за один квадратный метр в месяц. «Например, у одного магазина в центральной части города обороты сильно упали и продажи составляют €100 на один квадратный метр в месяц, поэтому он не может платить за съем помещения половину этой суммы. Для него реальный показатель — это €15-20 за квадратный метр в месяц», — говорит руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский.

Некоторые арендаторы покидают стрит-ритейл, поскольку смогли получить место в торговом центре. Как ранее писал ABCnews, вакантность в профессиональных объектах также растет и по итогам первого квартала, по данным JLL, составила около 9,2%, что на три п. п. выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Торговые улицы растеряли потоки покупателей, которые концентрируют торговые центры», — поясняет Андрей Макаров. Если еще два года назад девелоперы не хотели размещать у себя в центрах магазины частных предпринимателей, то сейчас они стали гораздо сговорчивее.

Ценовые уступки

Основная масса собственников помещений идет на уступки арендаторам. «Максимальная арендная ставка на конец первого квартала 2015 года составила $120 за один квадратный метр в месяц, что практически в два раза ниже аналогичного показателя прошлого года», — сообщила руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Анна Чуботина. Она добавила, что аренда других, не премиальных помещений, за этот же период подешевела на 12-13%.

Андрей Макаров говорит, что их компания смогла договориться со всеми арендодателями о фиксации ставки в национальной валюте. «Некоторые владельцы объектов готовы привязывать размер платы исключительно к проценту от оборота ресторана. Как правило, речь идет о 10-15% от выручки», — рассказывает Ольга Насонова. На такие шаги собственники торговых центров пока не идут.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я