Киев. 28 апреля 2015 года (From-UA). Украина и Европейская комиссия ведут ожесточенный торг вокруг вопроса, касающегося безвизового режима. Об этом в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины — From-UA сообщил политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
По словам нашего собеседника, еще в начале текущего года было очевидно, что безвизовый режим – это политический вопрос, и в ЕС нет консенсуса относительно его предоставления.
«С одной стороны, мы на 70 % сделали наше домашнее задание по внедрению всех процедур, в том числе и инфраструктурных, ввели биометрические паспорта, создали институции по борьбе с коррупцией. Отчеты европейских институций по миграционной политике положительные. С другой же стороны, у нас военный конфликт, и есть огромное количество перемещенных лиц, в том числе и тех, кого мы не в состоянии контролировать. И пока мы не установили контроль непосредственно над украинскими паспортами (у нас много бланков паспортов осталось на оккупированном Донбассе, в Крыму), говорить о том, что мы можем отвечать за каждого гражданина Украины, который пересекает европейскую границу, достаточно сложно», — объясняет политолог.
Таким образом, отмечает эксперт, Украина и Европейская комиссия сейчас ведут ожесточенный торг вокруг вопроса, касающегося безвизового режима.
«Речь идет и о возможности пребывания украинских граждан, начиная с 1 января 2016 года, 90 дней без визы за рубежом, в ЕС», — добавляет Виталий Кулик.
По словам эксперта, принятие решения относительно безвизового режима — это сложный процесс, который учитывает разные стороны медали, в том числе и выполнение Украиной соглашения об ассоциации с ЕС.
«Здесь ситуация не очень радужная. Всего Украине необходимо выполнить 488 позиций, из которых с 80-ю нужно было разобраться до мая. Мы выполнили только 13, причем тех, которые не влияют на общую картину европейской интеграции», – говорит политолог.
«В совместном заявлении Украины с ЕС, принятом вчера по итогам саммита, есть пункт 6, предполагающий 8 позиций. Это позиции касаются активизации реформ в определенных секторах. Если Украина не даст до мая, до Рижского саммита, четких сигналов по выполнению этих позиций, мы уже в следующем месяце столкнемся с определенными трудностями в диалоге с ЕС. Если же мы не выполним эти позиции до конца года, тогда нам не видать, как своих ушей, ни безвизового режима, ни перспективы членства, ни дополнительной финансовой помощи и финансовой поддержки украинского руководства», – констатирует Кулик.
Эксперт подробно останавливается на том, какие именно позиции были упомянуты в совместном заявлении Украины с ЕС.
«Первое — это инклюзивная конституционная реформа: прозрачная, учитывающая мнения всех заинтересованных групп и регионов, предусматривающая онлайн-трансляцию конституционной комиссии и нормальную процедуру принятия изменений в Конституцию. Второе — борьба с коррупцией: это не только назначение главы Антикоррупционного бюро и онлайн-задержание ВИП-чиновников, но и конкретные цифры проникновения коррупции на бытовой уровень — это измеряемо, это можно пощупать путем тех же индексов проникновения коррупции по методике Мирового банка. Если по итогу года эти цифры будут ниже плинтуса, соответственно, у нас нет европейского 5.29-5.32», — объясняет эксперт.
Третьим пунктом, продолжает Виталий Кулик, является судебная реформа.
«Судебная реформа до конца не проведена, не обеспечена независимость судей, нет доверия к судейскому корпусу. А то, что мы называем очищением судебной ветви, больше напоминает преследование неугодных судей, а судебная система снова превращается в приводной ремень АП», — добавляет эксперт.
Также Виталий Кулик обращает внимание на такой вопрос, как реформирование энергетического сектора.
«Это очень важно для ЕС, если он хочет играть основную скрипку в нашей ГТС. Нам необходимо реформировать наш «Нефтегаз», который превращается в коррупционную кормушку для определенных финансовых групп, и провести деолигархизацию энергетического сектора», — говорит политолог.
Если же мы не выполним в ближайшее время позиции, обозначенные в совместном заявлении по результатам 17-го саммита Украина — Европейский Союз, говорит наш собеседник, мы получим большую проблему и усложнение диалога с ЕС.
«Нам дали еще один шанс и указали, что конкретно мы должны сделать. И если мы не справимся, у европейцев будет мало аргументов отказывать нам в европейской перспективе», — резюмировал Виталий Кулик.