Киев. 08 мая 2015 года (Бизнес, Саливон Сергей). В ближайшее время (скорее всего на ближайшей сессионной неделе) на рассмотрение Верховной Рады будут вынесены сразу два законопроекта, ставящих целью способствование распространению в Украине автомобилей, оснащенных электродвигателями. Это законопроекты:
– №1912 от 02.02.15 г. «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения ввоза и поставок транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями» народных депутатов Геннадия Кривошеи, Степана Барны и Вадима Ивченко;
– №2132 от 13.02.15 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно развития рынка транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, и снижения энергетической зависимости Украины)» группы из 14 народных депутатов во главе с Олегом Ляшко.
Значительный по количественному составу список авторов обоих законопроектов предполагает наличие поддержки у предложенной идеи.
№1912
Авторы первого по хронологии регистрации проекта предлагают временно, до 1 января 2020 года, в отношении транспортных средств, оснащенных электродвигателями (товарная позиция 8703 90 10 00 УКТВЭД), освободить от обложения:
1) НДС – операции по их ввозу на таможенную территорию Украины и поставкам на таможенной территории Украины;
2) акцизным налогом (109,129 евро за штуку) – операции по их ввозу на таможенную территорию Украины.
По мнению авторов, это позволит поднять количество ввозимых в Украину авто с электродвигателями с нынешних нескольких десятков единиц в год. Что в свою очередь приведет к уменьшению зависимости страны от поставок энергоресурсов (в частности, нефтепродуктов и газа), положительным образом повлияет на экологическую ситуацию (по их данным до 33% выбросов в Украине дает именно автотранспорт, что в 1,7 раз больше, нежели в Европе). Они даже подсчитали, что в среднем электромобиль использует на 100 км пробега 10 кВт электроэнергии, тогда как обычные авто на то же расстояние тратят порядка 10 л бензина: «В результате стоимость проезда на электромобиле 100 км равна 2,8 грн. (10 кВт*28 коп.), а на обычном автомобиле – 170 грн. (10 л*17 грн.). Авторы, конечно, не учли прыть НКРЭКП, который с тех пор существенно поднял цену на электроэнергию, да и вообще рост цен (цена бензина с начала февраля тоже существенно прибавила), однако в целом существенный разрыв в стоимости «горючего» для электромобиля и обычного авто, нужно признать, остался.
Впрочем, их вывод о том, что 4-летнее освобождение от НДС и акцизов наводнит страну электромобилями, кажется странным. Ведь чтобы электромобили могли ездить, нужно развивать соответствующую инфраструктуру, вкладывая в это серьезные деньги. А об отсутствии инфраструктуры в Пояснительной записке говорят сами законодатели.
№2132
Авторы законопроекта №2132, по сути являющегося альтернативным, но почему-то не зарегистрированным в качестве такового, предлагают пойти дальше.
Во-первых, предлагается освободить от обложения НДС любые поставки моторных транспортных средств товарной позиции 8703 90 10 00 УКТВЭД (но не временно, а на постоянной основе).
Во-вторых, предусмотреть обложение НДС услуг по перевозке на такси, кроме перевозок на такси-электромобилях. С учетом примерно 99-процентной «тенизации» рынка такси это предложение выглядит или издевательством, или показывает степень оторванности авторов проекта от окружающей действительности.
В-третьих, предлагается освободить электромобили от обложения акцизным налогом (те же 109,129 евро за штуку, но не временно, а на постоянной основе).
В-четвертых, предлагается освободить от обложения акцизным налогом кузова для автомобилей товарной позиции 8703 90 10 00 УКТВЭД. Данное предложение выглядит особенно анекдотично, поскольку в случае его принятия все, ввозимые в Украину кузова легковых автомобилей, на 100% будут соответствовать вышеупомянутой товарной позиции. Более очевидную «дырку» в данном вопросе и представить сложно.
Выводы
В Комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики поддержку получил проект №1912, который рекомендован к принятию за основу с рядом замечаний (отказ от льготы по НДС, исключения возможности ввоза авто с гибридными двигателями и возможным сокращением срока действия льготы).
Думается, в итоге даже в случае принятия проекта №1912 в нынешнем виде (с учетом закрытия «дырки» для «гибридов») толку от него будет 0, поскольку законодатели подошли к проблеме не с того конца. Хотя идея вполне имеет право на существование.
Вместо стимулирования ввоза электромобилей следовало бы подумать о:
– стимулировании на длительной основе ввоза в Украину аккумуляторов для них, а также других элементов, которые не может произвести украинская промышленность;
– привязке льгот к увеличению локализации сборки в Украине;
– принятии моратория на отмену льгот на все время из действия.
Вышеуказанные меры могли бы привести в Украину мировых игроков рынка электромобилей. Предложенные законодателями наверняка нет.