додому Економіка Шанс для LNG-терминала. Другого раза больше не будет

Шанс для LNG-терминала. Другого раза больше не будет

429

Киев. 03 февраля 2015 года (Gazeta.ua, Илья Коротков). Наша энергетическая диверсификация изначально была направленна на игру «в понижение» цены российского газа, а не создание условий реальной энергетической независимости Украины. Тот же LNG-терминал был бы построен еще в прошлом году если бы не желание отдельных чиновников пиариться на каждом чихе.

Инъекция оптимизма

Новое правительство Арсения Яценюка предприняло определенные меры, чтобы найти альтернативный газ для Украины. Можно даже сказать, что предлагаемые меры впервые поражают своей адекватностью.  Это не розовые «сферические кони в вакууме» на подобии Стратегии энергетической безопасности до 2030 года, где предусматривалось строительство еще 20 атомных энергоблока или предложения перейти на 100% самообеспечение энергоносителями.

В этот раз все предельно сердито и однозначно. Во-первых, Кабмин намерен, как того требует ЕС, разделить НАК «Нафтогаз Украины» на газохранилища и распределительные сети, а также продать 49% газовой инфраструктуры (ГТС); во-вторых, обеспечить постоянный “реверс” (или покупку) российского газа из Европы (потенциально это не менее 15 млрд кубометров) ну и увеличить собственную добычу газа.

В том числе, Кабмин подтвердил готовность реализовать проект LNG-терминала, чтобы покупать сжиженный газ.

С началом вооруженного конфликта между Украиной и Россией на Донбассе, Киев больше не мог играть в игры с агрессором. То, что могло «прокатить» в мирное время, сегодня вообще не действует. Дальше блефовать мы не можем. Потому в правительстве Арсения Яценюка вполне отдают себе отчет, что одним из быстрых решений в вопросе диверсификации поставок газа является LNG-терминал в виде плавучей платформы для  регазофикации.

Однако, LNG-проект, в свое время, был сильно дискредитирован. Некоторые рассматривают этот проект как «малоперспективный долгострой времен позднего Януковича» и не видят в нем экономической составляющей. Есть и такие, кто считает, что LNG-терминал придумали только для того, чтобы «позлить Россию».

Отчасти они правы. Именно желание некоторых бывших чиновников попиариться, когда ситуация требовала выдержки и корректности, привело к тому, что проект строительства LNG-терминала, при всей его экономической целесообразности и инвестиционной привлекательности, был на несколько лет «положен в стол».

Немного предыстории

ГП “Национальный проект “LNG-терминал” было создано 17 декабря 2010 года. Его задача состояла в координации работ по строительству терминала. Проект был призван диверсифицировать поставки газа и уменьшить зависимость Украины от российского топлива.

30 января 2012 года компания Socoin (входит в группу Gas Natural Fenosa) завершила разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта “LNG-терминал”, а 8 августа 2012 г. Кабмин на своем заседании его утвердил.

Согласно документам, проект мог быть реализован на протяжении 49 месяцев. Первые объемы газа можно было получить уже в 2016 году, общая мощность терминала составит 10 млрд. кубометров в год. Стоимость строительства LNG-терминала составляет 846 млн евро. Доля Украины в проекте – 25% + 1 акция. По подсчетам правительства, проект должен был выйти на окупаемость к 2025 году.

Глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами (которое курировало проект) Владислав Каськив рапортовал прессе о том, что «у правительства уже есть конкретные инвесторы и они готовы сразу же вложиться в строительство терминала».

Руководство Госнацпроекта спешило с подписанием итогового меморандума, более того, этого требовало и правительство, которое тогда вело ожесточенные переговоры с «Газпромом» о цене на газ. Тема LNG-терминала использовалась в качестве «раздражителя» для российской стороны. Киев демонстративно подчеркивал, что рассматривает этот проект в контексте снижения зависимости от российского газа. С другой стороны, российские СМИ всячески пытались «развенчать» наши LNG-потуги. Шла традиционная «игра на понижение»…

И вот, 26 октября 2012 г. состоялась пафосная церемония начала строительства LNG-терминала, которую планировалось дополнить  подписанием меморандума с иностранными партнерами. Подписантами должны были выступить Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами с украинской стороны и испанская компания Gas Natural Fenosa (один из мировых лидеров рынка).

Сразу после подписания Владислав Каськив громогласно заявил, что Украина подписала миллиардный контракт и испанская сторона уже завтра готова предоставить необходимые средства.

Тут и случился скандал. Оказалось, что вместо генерального директора по внешним связям компании Gas Natural Fenosa Джорди Гарсиа Табернеро документ подписал один из посредников, который занимался организацией переговоров с испанской компанией – Джорди Сарда Бонвеи (Jordi Sarda Bonvehi).

На утро следующего дня СМИ разразились публикациями о том, что Бонвеи не имел никаких полномочий подписывать документы от имени Gas Natural Fenosa, а сама компания отрицала свое участие в консорциуме  и знать не знает о каких-то там миллиардах долларов инвестиций.

Прошло уже более двух лет, в Украине сменилась власть, но в истории с «лыжным инструктором» до сих пор остается много вопросов. Например, кто он в действительно был? Какие у него были полномочия и проверяла ли их украинская сторона? Почему г-н Бонвеи оказался среди подписантов меморандума?

Мы обратились к людям, которые непосредственно, так или иначе, принимали участие в проекте LNG-терминала. Большая часть из них вообще отказалась обсуждать эту тему. Например, Владислав Каськив отослал к его заявлениям двухгодичной давности, в которых экс-глава ведомства утверждает, что он не имел сомнения в том, что Бонвеи имеет все полномочия подписывать бумаги. А вся эта история была инспирирована третьей стороной, заинтересованной в срыве контракта.

Бывший директор департамента национальных и инвестиционных проектов Госнацинвестпроекта Юрий Гусев, который в силу своих служебных обязанностей должен был знать об этой истории, заявил, что он был «вне» процесса реализации проекта и ничего не знает ни о Бонвеи, ни об меморандуме с испанцами.

Директор ГП «Национальный проект «LNG-терминал» Надежда Чорная затребовав письменно список вопросов, по-сути отказалась отвечать.

Бывший глава координационного совета Национального проекта “LNG-терминал” Виталий Демянюк только сухо подтвердил нам, что Джорди Бонвеи «был обыкновенным коммерческим посредником».

Чтобы поставить все точки над «і», мы обратились к самому Джорди Сарда Бонвеи, который любезно согласился ответить на наши вопросы по скайпу. По его словам, глава Госнацпроекта Каськив просто подставил его. «Gas Natural Fenosa действительно была заинтересована в проекте строительства LNG-терминала. Однако тогда, в октябре 2012г., речь шла не о договоре о создании консорциума с финансовыми обязательствами сторон, с оговоренной суммой инвестиций. Это был «меморандум о намерениях». Текст этого документа был согласован заранее между Киевом и Мадридом. Он не вызывал в Мадриде существенных замечаний. Обычный меморандум о намерениях без серьезных обязательств», – говорит Джорди Сарда.

По словам Бонвеи, «когда стало понятно, что Табернеро не приехал, господин Каськив прямо на церемонии подошел ко мне и сказал, что я должен заверить меморандум как переговорщик. Он объяснил, что потом, в Мадриде, мы официально его еще раз согласуем и подпишем с руководством Gas Natural Fenosa. Я знал что написано в документе (мы много раз обсуждали его текст с руководством Gas Natural Fenosa) и я не увидел проблем чтобы его заверить».

«Потом господин Каськив вышел к прессе и заявил, что он подписал  с новым консорциумом во главе с Gas Natural Fenosa соглашение о строительстве терминала стоимостью в 1,1 млрд долларов. Он так и сказал – «у нас есть контракт с испанцами на 1,1млрд. долларов».  Но я не подписывал контракт. Это был всего лишь меморандум о намерениях. Gas Natural Fenosa оказалась под ударом. У них были проблемы с акциями и акционерами. Тем боле, что компания действительно не уполномочивала меня подписывать контракты. Мадридский офис сделал официальное заявление»,- рассказывает Джорди Сарда Бонвеи (полный текст его интервью читайте – ….).

Комментируя эту ситуацию, эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский заявил, что этот скандал порожден исключительно непрофессионализмом украинских властей и в нем не стоит винить никого из-за границы. «Скандала можно было бы избежать, если бы была соблюдена процедура подписания международных документов… Пора уже научиться сначала сделать дело, а потом – PR-акцию».

После скандала с «лыжным инструктором» проект LNG-терминала был отложен на неопределенное  время.  Несмотря на то, что и в 2013, и в 2014 гг. власти подтверждали свою готовность реализовать этот проект, но профильные ведомства занимались более декларативными мероприятиями чем его продвижением. Иностранные инвесторы также не спешили вкладывать деньги в столь специфический проект. LNG-терминал незаслуженно получил ярлык «прожекта прошлой коррумпированной власти».

В это же  время, даже неэксперту в области энергетической  политики очевидно, что LNG-терминал мощностью от 5 до 10 млрд. кубометров газа в год  является существенным аргументом для разговора с Москвой. Сегодня мы просто обречены его построить.

LNG-перспектива

У Киева есть отличный пример успешности строительства терминала для  сжиженного природного газа в Литве. В августе прошлого года литовская государственная компания LitGas подписала с норвежским Statoil контракт на поставку сжиженного газа (LNG). На данный момент условие предусматривает доставку 540 млн кубометров газа ежегодно.

Благодаря газопорту Литва становится значительно менее зависима от поставок российского “Газпрома”, увеличивает свою энергетическую безопасность и имеет большие шансы проведения успешных переговоров с российским концерном на тему снижения цен.

А ведь мы начинали работать в этом направлении одновременно с литовцами и даже в 2012 г. обгоняли их по выполнению ТЭО. Если бы не «ляп Каськива» возможно мы бы также смогли в этом году отпраздновать  загрузку первого кубометра газа на нашем LNG-терминале.

Но шанс пока не потерян. По словам экспертов, разворачивание морской части проекта займет до полутора – двух лет. Это в любом случае более сжатые сроки, чем строительство наземного терминала. Да и стоит на порядок дешевле.

По мнению эксперта Максима Градуса, для европейского рынка роль LNG будет расти из-за ряда причин. Этот рынок инфраструктурно готов к принятию значительных объемов (много терминалов). На европейский рынок пойдет LNG из США, а также то LNG, который сейчас покупает Япония, после того, как она возвратится к атомной энергетике. Украина должна быть частью Европейского энергетического рынка и быть в тренде.

Безусловно, сохраняется вопрос необходимости прохождения турецких проливов, но это, скорее, вопрос правильной работы нашей дипломатии и построения правильных взаимоотношений с турецкими партнерами.

Кроме того, недавно, посол Австралии в Украине Джейн Маргарет Данн заявила, что австралийские компании рассматривают возможность инвестирования в строительство LNG-терминала. Идея кажется на первый взгляд странной. Однако, эксперты говорят, что к 2019 году Австралия превратится в экспортера сжиженного газа №1 и обойдет Катар.

Директор энергетических программ Центра “НОМОС” Михаил Гончар считает, что сейчас в Украине Австралия заинтересована в своповых схемах. “Это схемы замещения. Например, когда формально продавать газ нам будет по договорам Австралия, но фактически это будет поставка газа из США или Канады на терминал в Польше. А дальше по трубопроводам по реверсу- в Украину. Могут быть точно такие же схемы с катарским газом”.

Пока еще сохраняется  небольшое  «окно возможностей» для  того, чтобы  привлечь иностранные инвестиции, договориться с Турцией о проходе Босфора  и найти сжиженный газ на Востоке. Но в любом случаи, LNG-терминал нуждается в вменяемом и адекватном государственном менеджменте, который без лишнего пиара и политизации будет способен довести дело до конца. Третьего шанса уже не будет.

А был  ли «лыжный инструктор»?

Мы попытались выяснить, что же в действительности произошло 26 октября 2012  года на  подписании договора  о строительстве LNG-терминала в Украине у непосредственного участника тех событий – Джорди Сарда Бонвеи. Он согласился ответить на наши вопросы по скайпу.

Скажите, откуда взялась история о «лыжном инструкторе»?

– Я гражданин Андорры. В молодости, в 18-20 лет, как и все молодые люди, я работал лыжным инструктором. Но это было лет 20 назад. Вот уже более десяти лет я занимаюсь газовым рынком. Сейчас я работаю с Ros Roca Indox Cryo Energy S.L. и еще делаю некоторые работы для Enagas S.A. (производитель оборудования для LNG-терминала).

Давно ли вы знакомы с бывшим руководителем Госнацпроекта Владиславом Каськивым? Какую роль вы играли в подготовке проекта по строительству LNG-терминала в Украине?

Я познакомился с господином Каськивым в 2011 г. Мы сотрудничали по структурированию LNG-проекта. Моя функция состояла в технической организации переговорного процесса с Gas Natural Fenosa и Enagas S.A.

Почему руководство Gas Natural Fenosa не приехало на подписание? Как случилось, что Вы оказались подписантом договора? Были ли у Вас полномочия подписывать этот документ?

– Gas Natural Fenosa действительно была заинтересована в проекте  строительства LNG-терминала. Однако тогда, в октябре 2012г., речь шла не о договоре о создании консорциума с финансовыми обязательствами сторон, с оговоренной суммой инвестиций. Это был «меморандум о намерениях».  Текст этого документа был согласован заранее между Киевом и Мадридом. Он не вызывал в Мадриде существенных замечаний. Обычный меморандум о намерениях без серьезных обязательств.

Почему не приехал на церемонию Джорди Гарсиа Табернеро я думаю из-за накладок в графике. Церемония несколько раз переносилась. Окончательная дата стала известна за пару дней.

Когда стало понятно, что  Табернеро не приехал, господин Каськив подошел ко мне, прямо на церемонии, и сказал, что я должен заверить меморандум как переговорщик. Он объяснил, что потом, в Мадриде, мы официально его еще раз согласуем и подпишем с руководством Gas Natural Fenosa. Я знал что написано в документе (мы много раз обсуждали его текст с руководством Gas Natural Fenosa) и я не увидел проблем чтобы его заверить.

Что было потом?

– Потом господин Каськив вышел к прессе и заявил, что он подписал соглашение о строительстве новым консорциумом, во главе с Gas Natural Fenosa, терминала стоимостью в 1,1 млрд долларов. Он так и сказал – «у нас есть контракт с испанцами на 1,1млрд. долларов».

Я не подписывал контракт. Это был всего лишь меморандум о намерениях. Gas Natural Fenosa оказалась под ударом. У них были проблемы с акциями и акционерами. Тем боле, что компания действительно не уполномочивала меня подписывать контракты. Мадридский офис сделал официальное заявление.

Все это случилось из-за желания Владислава Каськива красиво выглядеть в телекамере? Получается, что Каськив Вас подставил? Вы с ним после этого общались?  

– Нет, я с ним больше не общался. И я не понимаю на что он рассчитывал, делая такие заявления для прессы. Компания понесла значительные имиджевые  убытки, Украина как государство оказалась ненадежным партнером. Я уже не говорю о моей деловой репутации.

Как у вас потом складывались отношения с Gas Natural Fenosa?

– Позже мы прояснили все вопросы и сняли претензии.

 

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я