Максим Банкер
27-го марта в Барселоне прошел, посвященный грядущим выборам в Европарламент, конгресс Свободного Альянса Европы (EFA). Участники мероприятия потребовали обеспечить каждому европейскому этносу право на самоопределение.
Главным трибуном на конгрессе была председатель Альянса Нелли Маес (Nelli Maes). Она была бескомпромиссной. Посетовала на то, что со времени проведения последнего конгресса EFA в 2004-ом году на карте Европы возникло только два новых государства – Косово и Черногория. Впрочем, в заключении оратор оптимистично заметил: «мы уверенны, что в самом ближайшем времени возникнут новые государства, которые станут авторитетными актерами европейской политики. Например, Каталония».
Подобные заявления на первый взгляд можно считать неким “приколом». Если бы не то обстоятельство, что EFA достаточно влиятельная формация. Альянс имеем собственную депутатскую группу в Европарламенте. Партии – члены EFA входят в региональные правительства Шотландии и Каталонии.
Европейский Свободный Альянс – картель партий, который представляют народы стран ЕС, не имеющих собственной государственности.
История этого необычного интернационала началась в 1979-ом году, когда состоялись первые выборы в Европейский парламент. В результате выборов мандаты европарламентариев получили представители пяти региональных партий – Социал-демократическая лейбористская партия (Северная Ирландия), Фламандский Народный Союз (VU) и Демократический Фронт Валлонии (обе партии из Бельгии), Шотландская национальная партия (SNP), Народная Партия Южного Тироля (Италия).
Шотландцы и северные ирландцы тогда примкнули к фракциям либералов и соответственно социал-демократов.Зато фламандцы и валонцы создали своб группу – Техническая группа индепендистов. На ее базе в 1981-ом годе и был создан Альянс, куда вошел ряд региональных партии ЕС.
На первых порах казалось, что Альянс долго не протянет. Так получилось, что у каждого регионального движения своя политическая традиция и культура. Так, в Каталонии националистическое движение исторически связано с левыми. Между тем в Северной Италии сторонники автономии пользуются ксенофобскими лозунгами, мол они по всем категориям лучше, культурней, чем южные итальянцы..
Идейные разногласия привели к первому расколу. В 1989-ом году правые попробовали сформировать в Европарламенте собственную группу – «Группа Радуги». Группа Радуги включала в себя депутатов от Баскской национальной партии, итальянской Северной Лиги. Парадоксально, но в эту группу вошла Датская партия евроскептиков.
Схизма продолжалась до 1999-го года, когда состоялись очередные выборы в Европарламент. Большинство региональных партий, представленных в новом корпусе депутатов, относили себя к левому спектру. Причем группа выглядела достаточно внушительно – 10 депутатов. Таким образом, как минимум на данном этапе, движение за права народов Европы записывают в левые. В том же году EFA создали с Зелеными общую фракцию.
В 2004-ои году состоялись новые выборы в Европарламент. Группа EFA сжалась до четырёх депутатов (два шотландца, один уэльсец и один каталонец). Тем неимение Альянс сохранил за собой монополию на имидж главной регионалистской партии Европы. Как доказательство: он был преобразован в Европейскую партию. На сегодняшний день у Интерационал сепаратистов входят 40 партий из 20 стран ЕС.
Каких только «фриков» нет в этой тусовке. Партия Моравии, Партия Аквитании, движение за независимость Сицилии, Движение за автономию Силезии, партия фризов, литовская партия поляков и т.д.
Основные программные документы Альянса были приняты в 2000-ом году. Согласно им EFA ратует за Европу свободных народов. Сама Европа должна строится на принципах солидарности и сотрудничества наций. Это, прежде всего, значит, что Европа должна признать культурно-национальную специфику каждого региона, отказаться от централизации. Пример дает сам Альянс: каждая партия имеет строго один голос в Ассамблее – высшем органе партии.
Как было сказано выше EFA левая партия. Альянс выступает за права человека, экологическую модель экономики, социальную справедливость. В свое время из нее исключили итальянскую Северную Лигу за участие в кабинете Сильвио Берлускони. В 2004-го году в документах Альянса появились еще более левые фишки – были осуждены антисемитизм, ксенофобия, исламофобия. Более того, EFA выступает за то, чтобы все эмигранты в ЕС имели право голоса.
Несмотря на очевидный левый тренд, некоторых членов Альянса корректней было бы отнести к партиям правого центра. Например, партию немецкоязычных бельгийцев или немецкую Баварскую Партию. Однако, последние они маловлиятельны. Пару слов нужно сказать про латвийскую партию За права человека (Запчел), которая озабочена правами русскоязычного меньшинства. Она формально в Альянс не входит, но ее представители входят в фракцию EFA – Greens.
Остается, добавить, что конкуренция справа все еще имеет место. Правые регионалы представлены такими влиятельными партиями как Баскская национальная партия (30 лет формировавшая правительство Страны басков), Конвергенция – Союз за Каталонию. Есть и левая альтернатива EFA. Речь идет про легендарную Шин Фейн, которая связана с фракцией Левых.
Самое непонятное в программных документах и действиях партий Альянса – каким же Макаром они собираются трансформировать ЕС в ту самую «Европу народов». Тем более, что в Европарламенте они блокируются с Зелеными: экологи выступают за передачу Европейскому правительству функций государств – членов ЕС. Тем более, что последствия кризиса (крах экономики Исландии) подорвали веру в возможности малых экономик и соответственно подкосили позиции автономистов.
Самые продвинутые в этом вопросе партии – Шотландская национальная партия и Левые каталонские республиканцы идут к цели очень осторожно: через конституционное признание этих этносов как наций, через расширение полномочий (собственная налоговая система), поддержка культуры и образования. Левые фракции в партиях EFA вообще отрицают идею государства. Они предлагают культурный критерий национальной принадлежности – язык, самосознание.
Наконец, лидеры Альянса, так или иначе реалисты и должны играть по правилам европейской политики. Об этом говорит позиция EFA по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Лидеры Альянса декларации самостийников из Сухуми и Цхинвали проигнорировали. Вместо этого в августе 2008-го года была принята какая-то забавная резолюция, требующая от Греции называть граждан Македонии македонцами (Афины считаю, что Македония это историческая область Греции, а не бывшая республика Югославии).
К слову резолюции Альянса особенная история. Такой экзотики еще надо поискать. Например, в феврале была принята резолюция в поддержку двух молодых людей из Нанта, которые рисовали граффити в поддержку идеи создания единого департамента Бретань. В январе Альянс поддержал протесты южных тирольцев против продажи календарей с изображением Муссолини (дуче с вое время проводил политику ассимиляции немецкоязычных жителем Альп).
Скорей всего, для EFA на этом этапе куда важнее конкретная работа по поддержке локальной культурной идентичности. Именно в разнообразии регионов заключается сила и потенциал роста влияния Альянса. Кстати: шутки шуткам, но это не просто игры в фольклор . Бретонским националистам из Нанта выписали штраф в 30 тысяч евро.