додому Стратегія Философы и шахматисты о пересмотре Общественного договора во времена пандемии

Философы и шахматисты о пересмотре Общественного договора во времена пандемии

53

Момент перехода

Влад Соловьев: Смена парадигмы в науке означает, что в какой-то момент происходит глобальная смена взглядов и мировоззрения, но факты этой новой парадигмы копятся достаточно долгое время. Говоря о новой парадигме, мы должны понимать, что она не отменяет предыдущую – она делает ее частным случаем или одной из возможностей. Вероятно, мы начнем жить в новом мире, по тем правилам, которые уже давно должны были изменить нашу жизнь. Что мы наблюдаем:

1. Экономическая смена парадигмы. У нас был постепенный переход к электронным деньгам, а сейчас мы видим сдвиг к блокчейну.

2. Смена парадигмы рынка. Последние 100 лет мы наблюдали глобализацию и глобальную сегментацию рынков.

3. Политическая парадигма демонстрировала последние 50 лет, что правительства становились все более популистскими, все более функциональными с одной стороны и участвующими в глобальном шоу, с другой стороны.

4. Социальная парадигма изменяется, продолжается атомизация общества. Возводятся на пьедестал интересы личные; как будто — если больше нет больших идей, а есть такие «большие маленькие люди».

5. Технологическая смена парадигмы. Изменение средств связи и доступности перемещения в каком-то смысле помогает вирусу, потому что мы сейчас живем больше в страхе, чем в опасности, а легкость перемещений распространяет и физическую угрозу.

6. Экологическая парадигма. От бездумного потребления мы перешли к тому, что осознали себя частью природы и озаботились разумным использованием ее ресурсов.

Владимир Крамник: Сейчас очень важный переходный момент, когда накопившиеся за последние примерно 20 лет тенденции, просто проявились. Сейчас момент схватки за будущее человечества. Пора начинать дискуссии, выстраивать правильные дискурсы, начинать думать, как мы дошли до этого. 

В любом государстве есть баланс между, так называемым, демосом и «элитой», властно-финансовой. Я думаю, что общество может существовать достойно, если этот баланс сохранен. 
К сожалению, в последнее время этот баланс очень резко сдвигается в сторону элит. Меня, как представителя демоса, это очень смущает, я считаю, что мы слишком многое отдали, не заметив этого. У нас мягко, но настойчиво забирали наши права.

Если сравнить общественный договор с условным контрактом, то элиты отозвали свою подпись под ним, а мы, демос, по-прежнему выполняем свои обязанности. Многие демократические страны уже прямо нарушают свои конституции, поэтому сейчас самое время требовать пересмотра этого договора.

Приводя пример, одним из важных пунктов было невмешательство в частную жизнь гражданина, без очень серьезного повода. Сейчас мы уже все знаем, что с помощью телефонов следят и собирают информацию, по сути это является антиконституционной слежкой за людьми и это стало нормой. Если бы это предложили лет 40 назад, я уверен, это вызвало бы революцию. То, что считалось неприемлемым – становится нормой. Сейчас идут разговоры о чуть ли не насильной вакцинации взрослых людей. Не говоря о том, правильно ли это или нет с точки зрения медицины, — я считаю это неприемлемым. Сегодня мне попалась фраза Эриха Фромма «Мы есть то, что о себе внушили сами, и то, что нам о нас внушили другие». Покуда мы считаем себя слабыми, а государство сильным – так и будет продолжаться, чем больше пространства ты освобождаешь, тем больше занимает другая сторона.

Андрей Баумейстер: В своих выступлениях последние полгода-год, я говорил о либеральном мире, о том, что мировой порядок меняется кардинальным образом, но именно сейчас мы воочию увидели полную неэффективность системы. Последние 50 лет система строилась на базовых ценностях, самой главной из которых были интересы индивида, его суверенное право, его свободы, а государство должно было все это обеспечивать. Эта хитрая система представляла государство, как некую анонимную, вспомогательную силу – такая индивидуальная няня, не имеющая своих целей и интересов, и это было выписано золотыми буквами на знаменах либерализма, еще со времен Джона Локка.

Но период пандемии показал следующий парадокс: система построена на интересах индивида, но в реальности этот самый индивид все меньше получал доступа к их реализации. Это мы говорили о мире демоса. Говоря о мире элит, мы можем вспомнить такие книги, как «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, которая говорит о том, как бактерии приручили человека, и Юваля Харари, который вывел теорию о том, как пшеница заставила человека вести оседлый образ жизни. Мир элит предлагает определенную цену за присоединение к нему – это те ценности, которые они проповедуют. Поэтому демос, поднимаясь к элитам, принимает их. Поэтому система сама оказывается субъектом, говоря нам, что есть нашим благом и нашими свободами.

Поэтому вопрос, который стоит задать: а может ли индивид противостоять системе, этому Левиафану? Я считаю, что сегодня это сложнее, чем когда бы то ни было, потому что академические круги, мейнстримные СМИ, —  это в руках системы, которая маргинализирует все, что идет против нее. Поэтому смена парадигмы — это смена ценностей, и меня волнуют три вопроса: кто будет переустанавливать эти ценности? Какие возможны центры силы? Как это осуществить практически?

Прогнозы для Украины

А.Б.: Мне сложно сказать, что будет в сфере бизнеса, поскольку я не представитель, но мне кажется, что Украина живет в парадигме того, что где-то, в каких-то центрах – Лондон, Нью-Йорк, — что-то происходит и нам нужно: а) — разглядеть, что там происходит, и б) — понять и подстроиться. Это очень похоже на олимпийскую, греческую мифологию: где-то есть боги, а мы, как люди, должны подстраиваться и налаживать контакт. Но это уже вчерашний день и эти небожители, которые еще недавно направляли весь мир, они уже не контролируют ситуацию.

Если говорить об Украине, нам нужны точки самостоятельного принятия решений и понимания процессов, автономный режим существования. В таких ситуациях мы – балласт, мы не интересны. И возникает вопрос, такая большая система, более 40 миллионов человек, с природными ресурсами, как нам сделать стратегию развития, объединения бизнеса с академической сферой, с культурой, с теми ресурсами, которые нужно поддерживать и развивать. За 30 лет Украины, у нас выжженная земля в сфере гуманитарных ресурсов.

Поэтому нашей стратегией должно быть выстраивание новых миров, которые потом будут вступать в отношения между собой. Строить локальные ядра, которые потом будут искать другие такие же, вместо рухнувшей монолитной системы. Есть один вопрос, в котором легко быть пророком. Политика доноров страны будет направлена на «оптимизацию» всех сфер независимости и интеллектуальных ресурсов – сокращение финансирования медицины, культуры, науки, тем самым пытаясь повысить зависимость Украины от других центров.

В.С.: Должно случится создание автономной модели, потому что уже понятно, что время глобальных структур устройства жизни прошло. Устройство жизни будет локальное, по многим аспектам напоминая общежитие – ни из какого другого города не скажут, как лучше, например, спланировать Киев. Это условный Киев должен будет создать институт и собирать специалистов для этого, и так будет во всех сферах.

В.К.: Я согласен с тем, что говорили. Я считаю, что трансформация будет очень кардинальная, мы очнемся, хоть это утрясется и не скоро, и увидим другой мир и другие правила. Страны, такие как Украина, они просто не могут сидеть и ждать в какую сторону это качнется.

Идет очень серьезный передел мира и большим сверхдержавам нужно решать свои проблемы. Нужно начинать понимать эти реалии и надеяться на большую помощь, например, на МВФ и его миллиарды с реформами, не стоит. Пора начинать надеяться только на себя, потому что это — единственный выход.

Андрей Баумейстер — доктор философских наук, автор ряда монографий, популяризатор философии

Владимир Крамник — чемпион мира по шахматам 2000-2007 гг., гроссмейстер, обладатель Кубка мира по шахматам (2013 год)

Влад Соловьев — основатель Берлинского философского клуба

Подготовлено в партнерстве с СЕО Club Ukraine

Ссылка на видео 

Автор: Сергей ГАЙДАЙЧУК

Источник: huxley.media

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я