«Временное» продление рабочего дня, снижение МРОТ, фактические отступления от норм безопасности труда – всё это происходит с одобрения и Вашингтона, и Парижа, и Берлина. Либералы и владельцы предприятий не стесняются в средствах, чтобы, как они говорят, быстро и эффективно восстановить экономику. А для этого необходим социальный демпинг. Гонка на понижение началась.
Мир начинает выходить из карантина, на повестке дня восстановление экономики. США, ФРГ и Франция собираются делать это при помощи социального демпинга и «гонки на понижение», сокращая издержки бизнеса за счёт зарплат, социальных и экологических программ. Иными словами, капиталисты стремятся возложить основную тяжесть последствий мирового кризиса на плечи рабочего класса. Новое наступление буржуазии на социальные права означает обострение классовой борьбы. «Временное» продление рабочего дня, снижение МРОТ, фактические отступления от норм безопасности труда – всё это происходит с одобрения и Вашингтона, и Парижа, и Берлина.
Либералы и владельцы предприятий не стесняются в средствах, чтобы, как они говорят, быстро и эффективно восстановить экономику. А для этого необходим социальный демпинг. Гонка на понижение началась. Бизнес вносит свой вклад в сложности выхода из карантина. Многие организации мира говорят о том, что «после небывалого кризиса рост благосостояния резко снизился», поэтому надо «решиться» на некоторые отступления, хотя бы временные, от соблюдения социальных норм и требований в связи с охраной окружающей среды». Во Франции эту идею продвигает Институт Монтеня – учреждение, близкое к профсоюзу работодателей и владельцев предприятий Medef. Иными словами, нам обещают демпинг в разных его проявлениях.
Эта перспектива резко обостряет классовую борьбу. Что касается лидерства по отступлению от всевозможных норм, то тут первое место занимает – кто бы вы думали? Правильно: США и Дональд Трамп. В своём послании от 19 мая хозяин Белого дома обратился ко всем американским федеральным учреждениям с требованием «максимально гибко» относиться к соблюдению «федеральных норм» во имя обеспечения «быстрого возобновления экономики». «Гибкость» нужно проявлять в отношении размера МРОТ, размера оплаты дополнительных рабочих часов, безопасности труда, защиты потребителей, даже в случае «перегибов», связанных с финансовыми спекуляциями. Поставлена цель форсированного возвращения американских фирм на лидирующие позиции.
Даже если для этого потребуется «очень гибко трактовать», и даже, если нужно, закрывать глаза на «необязательные для исполнения» правила. Это решение вызывает восторг со стороны ультра национал-либералов, однако они и сами не сидят сложа руки. Например, организация The Heritage Foundation регулярно выступает за ограничение прав профсоюзов, вплоть до законодательной их отмены. По их мнению, вышеупомянутая «гибкость» не должна ограничиваться «только периодом кризиса Covid-19», а должна стать «постоянной практикой».
Причины, по которым администрация Трампа спешно предоставляет фирмам своей страны возможность понижать расходы на социальную сферу и заработную плату понятны: им нужны средства для скорейшего возвращения на международный рынок, где уже идёт серьёзная борьба, а, значит, надо быть первым, чтобы быть… конкурентоспособным. Американская федерация профсоюзов АФТ-КПП, обычно не особо остро реагирующая на действия исполнительной власти, на распоряжение Трампа от 19 мая ответила немедленно: «Наши избранники должны согласовывать с работниками свои действия, касающиеся занятости, общественных служб и социальной защиты. Соблюдение этих условий – обязательное требование профсоюзов».
По другую сторону Атлантики подобные методы также используются для снижения зарплат и социальных расходов. Объяснения точно такие же. Достопочтенный Институт Монтеня, «think tank» французского патроната, требует «принятия необходимых мер», чтобы «быть способными справиться с трудностями», которые ставит перед бизнесом мир обострившейся конкуренции. Эти «эксперты» предлагают увеличение рабочего времени, «неизбежную меру» по их словам, и в очередной раз предлагают пересмотреть 35-часовую рабочую неделю. Повторяется любимая фраза Саркози: «работайте больше – зарабатывайте больше».
Хозяин французского патроната Жоффруа Ру де Безье высказал главную идею: «Если мы хотим восстановить экономику, то рано или поздно придётся пересмотреть оплачиваемые отпуска, работать немного больше. Так мы сможем возобновить рост производства». А французским политикам эта идея очень нравится. Глава партии «Республиканцы» Кристиан Жакоб считает вполне перспективной идею о возвращении 40-часовой рабочей недели. Об этом он с учёным видом говорил в эфире на France Inter: «Так мы сможем повысить покупательскую способность и конкурентоспособность наших предприятий».
Мы видим, что исполнительная власть во Франции следует схожей линии, только осторожнее, ведь реакция со стороны левых и профсоюзов здесь всегда весьма сильная. «Наша задача – обеспечить всем и каждому скорейшее возвращение к работе. (…) Возможно, для этого придётся работать больше, чем раньше», – так выразилась государственный секретарь по вопросам экономики Аньес Панье-Рунашер.
Премьер-министр Эдуар Филипп не так прямолинеен, но его высказывания также вполне однозначны: «Если мы собираемся восстанавливать экономику и преодолевать этот суровый кризис, нам нужны будут для этого средства». И во всех этих высказываниях социальная сфера представляется ярмом, которое надо сбросить как можно скорее, чтобы восстановить равновесие. Причём под равновесием понимается не те уроки, которые преподал миру кризис в области проблем экономической и социальной систем и которые доказали полезность социальных мер и государственного регулирования. Равновесие – это конкурентоспособность, прибыль и обогащение акционеров.
В менее затронутой Covid-19 Германии бизнесмены решили заранее включиться в гонку на понижение, чтобы при помощи социального демпинга занять первые места на европейском и мировом рынках послекарантинного периода. Парламентарии от партии канцлера Ангелы Меркель ХДС выступили в Бундестаге со смелым предложением, адресованным владельцам предприятий, уменьшить МРОТ, ни больше, ни меньше. Эти депутаты, члены влиятельного Комитета по экономике и энергетике, подчёркивают необходимость «дать экономике лучшие условия для восстановления». Под шквалом критики со стороны профсоюзов, а также партий Die Linke и СДПГ, это предложение пока что было отложено.
Но это показательно то, что каждый готов вернуться к суровой «нормальной» жизни с ещё более антисоциальной политикой, разрушительной не только для гармоничного внутреннего развития стран, но и для всего внутриевропейского равновесия. Исключением является Испания. Правительство этой страны с сильным влиянием левых увеличило в 2019 г. минимальную заработную плату, а сейчас принимает меры по защите своих наиболее пострадавших от кризиса граждан с помощью системы безусловного минимального дохода.
Автор: Брюно ОДАН
Источник: L’Humanite