додому ПОЛІТИКА Мария Кучеренко о “совместных патрулях»: любая попытка легализации этих людей в украинском...

Мария Кучеренко о “совместных патрулях»: любая попытка легализации этих людей в украинском правовом поле

161
Фото из открытых источников

– Заявление о «совместных патрулях» не является какой бы то ни было сенсацией. Несколько прошлых лет вуковарская модель урегулирования считалась доминирующей во внутриукраинском дискурсе. А именно совместные патрули и являлись частью этого сценария – на территории Хорватии, которая была не отвоевана, а реинтегрирована с помощью временной администрации для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема. Там действовала похожая модель полиции: патруль состоял из хорватов, сербов и сотрудников ООН. И, задавая вопросы о травматичности этого опыта Вуковара, несколько предыдущих лет легко можно было нарваться на обвинения в противодействии «единственному реалистичному плану мирного урегулирования в ОРДЛО».

Сама по себе идея не новая, тем не менее, остается неприемлемой для Украины по целому ряду параметров.

Во-первых, сербо-хорватская война никак не сопоставима с российско-украинской – ни по своим причинам и предпосылкам, ни по соотношению сил сторон. Во-вторых, происходящее на Донбассе наверняка не является межэтническим конфликтом, т.е. речь не идет о том, что там проживало некое «бунтующее национальное меньшинство», которому теперь необходимо предоставлять какие-то дополнительные права.

Так на каком основании представители незаконных вооруженных формирований (НВФ) должны входить в какие бы то ни было «совместные патрули»? Или, тем более, требовать вхождения в такие группы российских офицеров, которым легко выдадут «документы» псевдореспублик?

А можно не сомневаться, что РФ будет настаивать на том, чтобы это были именно боевики, ведь в текстах политологов, приближенных к кураторам урегулирования, постоянно фигурировали такие термины как «трансформация силовой компоненты». Т. е. позиция РФ сводится к тому, что члены НВФ должны быть преобразованы в ту самую «муниципальную милицию», которая прописана у нас в законе об особом статусе.

На деле же такие патрули не приведут нас к урегулированию, а дадут лишь легализацию бандформирований, ведь эта отговорка о том, что «прощены будут только те, кто просто взял в руки оружие, но не убивал» является глубоким непониманием сути вопроса – доступ на оккупированные территории все эти годы был сильно затруднен даже для СММ ОБСЕ, не говоря уже об органах и структурах, которые могли бы расследовать совершение боевиками преступлений. И потому на практике легко может оказаться, что виновные будут «прощены» – за недоказанностью лично их преступлений. Хотя по факту все члены «народных милиций» являются преступниками – членами НВФ.

Любая попытка легализации этих людей в украинском правовом поле создаст огромную травму для украинских военнослужащих, и приведет к тому, что страна будет жить с травмой поражения, что в сочетании с нашей традицией сакрализировать собственные страдания, даст страшные последствия на долгие десятилетия вперед.

Мария Кучеренко, руководитель проектов в Центр исследований проблем гражданского общества

Дверело – https://dnews.dn.ua/

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я