додому Економіка Новый экономический курс

Новый экономический курс

20

Даниил МОНИН

Я никогда не помогал команде Тимошенко. В тоже время, я знаю, что на рынке Украины крайне мало проработанных концептуальных программ рассматривающих комплексное преобразование экономической парадигмы страны. Поэтому, я решил потратить много времени и детально изучить работу команды Тимошенко, пытаясь своим экспертный взглядом оценить видение одного из кандидатов в Президенты на экономическую политику Украины.
Новый экономический курс оказался большим системным документом на 400 листов, как по мне лучшим, из того что мне довелось читать от политиков за последние 2-3 года. Я провел его детальное изучение. Попробую озвучить основные концептуальные идеи:
1) Трансформация экономики из сырьевой в инновационную под управлением государства и раскрытие потенциала бизнеса, прежде всего МСБ. Государство – катализатор рыночных отношений.
2) Кланово-олигархическая система как главный тормоз прогресса должна быть преобразована в демократическую страну с низкими транзакционными издержками. Государство проводит активную работу по обеспечению правовых условий для создания и защиты конкурентной бизнес-среды
3) Расчётный показатель налоговой нагрузки на экономику не должен превышать 29% Ввп… Сейчас 40%, а с коррупционной рентой – ещё больше.
4) Из возможных путей достижения целевого ориентира по перераспределению ВВП (постепенное снижение нал. нагрузки, резкое снижение нал. нагрузки с применением стандартного набора антикоррупционных мер или смена принципа налоговой системы) – выбран последний вариант – Новая налоговая система.
5) Регламентируется принцип глобального изменения отношения к налогам. Вместо принципа ‘ренты’ налоги трактуются как плата за общественные услуги, оказанные гражданам.
6) Принцип Социальная рыночная экономика (который в последнее дни активно критикуется) взят у авторов Немецкого послевоенного возрождения 1948-1967 годов. ‘Рыночная экономика оправдана с экономической и моральной точки зрения только до тех пор пока она лучше и полнее, чем любая другая форма экономики обеспечивает оптимальное удовлетворение потребностей всего общества, когда она максимально обеспечивает номинальные доходы граждан реальной покупательной способностью.’ В целом, по моему мнению Китай запускал свою экономику подобными методами.
7) Регламентируется коренная смена концепции управления органов исполнительной власти – достижение максимальных для экономики и общества результатов с минимально возможными временными и финансовыми затратами
8) Новый смысл Министерства Экономического развития – Интеллектуальное ядро – лидер инновационного развития экономики.
9) Закрытие коррупционных схем, через которые выводятся бюджетные деньги, как первый приоритет для балансирования государственного бюджета
10) Переход на цифровое правительство – когда все объекты и процессы которыми оперирует правительство отображены в цифровой форме, интегрированы между собой и с процессами всех связанных внеправительственных структур. У гражданина – свой электронный кабинет, через который он ведёт коммуникации с органами власти. Вообще документ имеет прекрасные кейсы по применению различных цифровых технологий в разных странах мира.
11) Оптимальная система налогообложения это компромисс фискальной, регуляторной и социальной функции, где ускоренный рост экономики (цель 7+% в год) и её и структурная перестройка на инновационную модель в главных приоритетах.
12) как я описал в пункте 4 – выбран путь новой налоговой системы, Основные её тезисы:
– Смена налога на прибыль – налогом на распределеную прибыль
– отмена НДС и переход на аккумулированный налог с последней продажи. Этот термин требует расшифровки. Он аккумулируется при при перепродажах, но платится только на последнем этапе. Возмещения при экспорте – нет. Оценочная базовая ставка 15% основная и 5% пониженная. (в целом данный пункт требует расшифровки как это реально должно работать). Другим вариантом замены НДС может быть введение налога на покупку.
– отмена ЕСВ и переход на личное Социальное страхование жизни
– отмена Админ платежей и платежей доступа к гос. Реестрам
– остаются Акцизы, Рента, налог на недвижимость.
– упрощенная система остаётся но подвергается модификации.
Фактически с отменой НДС и запуском налога на выведенный капитал предлагаются лучшие в мире условия для работы для производителей. Именно такую модель мы сейчас прорабатываем в сотрудничестве с Украинским Институтом Будущего, для глобальной Трансформации и прыжка Украины вверх.
13) Формирование Бюджетной стратегии и переход на 3-х летнее, а потом и на 5-ти летнее бюджетное планирование.
14) Энергетическая независимость и переход к конкурентных энергорынкам.
15) Реализация транспортно-логистических проектов как драйверов Экономики.

Исходя из всего этого вот что я хочу ещё добавить.
Тут не стоит вопрос хороша или плоха эта программа. Она несомненна хороша, я бы сказал – лучшая на текущий момент, некоторые моменты спорные, но по либерализации экономики, вполне может конкурировать с Законопроектом 3357 (о налоговой либерализации которую нам не удалось провести в конце 2015 года).

Поэтому единственное, о чем может идти речь – так это о том, чтобы любой политик, который придёт к власти – наконец начал реализовывать подобную программу и не остановился на пол пути и не откатил все назад из-за обстоятельств и не превратил весь этот труд экспертов в политический блеф!

Более того, я жду появления подобных (возможно в меньшем объёме) системных документов – взглядов на будущее от других политических партий, проектов и экспертных групп. Украина уже по горло наелась популистических лозунгов. Пришло время конкурировать идеями возрождения Украины! Начало положено!

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я