Киев, 01 октября 2015 года (ПолитКом, Александр МЕРЕЖКО). Россия опять цинично и лживо заявляет о том, что якобы ее вмешательство в гражданскую войну на территории Сирии соответствует международному праву. На самом деле, Россия опять лжет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть во второй том Курса международного права 1989 года.
Во-первых, еще в 1975 году Институтом международного права было предпринято специальное исследование «Принцип невмешательства в гражданскую войну», основной вывод которого состоит в том, что «третьи государства» «обязаны воздерживаться от оказания помощи сторонам в гражданской войне, которая ведется на территории другого государства».
Сказано четко и ясно. Другими словами, оказывая военную помощь сирийскому диктатору Асаду, Россия тем самым нарушает принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга.
Во-вторых, как писал еще в начале 20-х годов американский юрист-международник У. Холл, в случае «вмешательства на стороне правительства против мятежников тот факт, что правительство вынужденно обращаться за иностранной помощью, свидетельствует о том, что исход конфликта был неясен без такой помощи и, следовательно, имеются сомнения, какая сторона в конце концов становится законным представителем государства».
Как писали в 1989 году в Курсе международного права Р. Мюллерсон (сейчас – президент Института международного права) и В.Н. Федоров: «Главное возражение против «интервенции по приглашению» заключается в том, что она чревата нарушением принципа самоопределения народов, ограничения права народов на выбор путей своего развития». Т.е. Россия явно нарушает право сирийского народа на самоопределение.
В-третьих, эти же авторы утверждают, что военная помощь не противоречит международному праву, «если вооруженные силы посылающего их государства применяются только с целью отражения действий, совершаемых или инспирируемых из-за границы». Причем, что особенно важно: «О правомерности такого вмешательства можно судить в определенной мере по реакции международного сообщества, универсальных международных организаций и прежде всего ООН».
Таким образом, даже с такой точки зрения, действия России явно неправомерны, поскольку носят односторонний характер и не нашли поддержки международного сообщества, включая ООН.