Как изменить уже привычный для тебя мир, в котором ты живешь? Мы иногда ощущаем беспокойство, особенно в моменты, когда осознаем, что кто-то продолжает закручивать медленно гайки. И тебя от этого давления постепенно выдавливает из привычного существования в пустоту. Пустота эта образовалась от нашего не желания нагружать себя мыслями о постороннем, что не касается каждого лично, – государстве, коррупции, реформах, внешней политике, выборах, партиях. И одной из возможностей заполнения этой пустоты является поиск ответственного гражданина в себе и в окружающих тебя людей.
Кризис современной Украины по большому счету связан с тем, что официальные законы перестали работать или работают только для законопослушных. А вот для тех, кто считает себя элитой любого разлива от криминальной до политической, закона нет. Кроме этого перестал работать негласный общественный договор. И вот уже более десяти лет в обществе все активнее говорят про новый Общественный договор, как решение этой проблемы и последующим переоснованием страны. Я писал об этом в своих статьях.
В дискуссиях, спорах, докладах об Общественном договоре, о будущем страны, о ее переосновании все чаше всплывает словосочетание «Ответственный гражданин». А каким он должен быть этот ответственный гражданин? Что в нем должно быть такого, чтобы это заставило изменить облик Украины?
Решил рассмотреть это понятие с двух позиций: как представитель мира социального и как личность.
Гражданство как ценность
В поисках ответов на эти вопросы обратился к истории Древней Греции. Потому как большинство понятий мы наследуем из того времени. Древние греки право гражданства считали священным, старательно оберегали его, ибо оно почиталось за честь. Поступки и действия, порочившие эту честь, влекли за собой частичное или полное лишение прав гражданства (атимия), бесчестие.
Всякий принятый в число граждан должен был дать клятву и принять гражданскую присягу. При этом он произносил следующие слова: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве. Буду защищать и один, и со многими всё священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их, буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми, а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться против него и один, и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетелями боги».
То есть мы для себя фиксируем. Гражданство в древние времена – это священное право, иметь его почитали за честь, несли полную ответственность за поступки, порочащие это право вплоть до смерти, готовые его защищать и каждый был обязан иметь гражданскую позицию. Аристотель говорил: «Всякий, у кого нет активной гражданской позиции — либо бог, либо животное». В современной Украине некоторая часть «элиты», считая себя богами, превратилась в ненасытных животных с чрезмерной тягой к потреблению.
Как же так произошло, что мы нивелировали это понятие? Почему современным политологам приходится вводить новый термин – «ответственное гражданство»? Вы можете мне оппонировать, что это было давно и не правда, но давайте сравним с тем, что предлагает современный украинский политолог Богдана Бабич в своей статье «Почему в Украине надо вводить институт ответственного гражданства»:
«Гражданами являются те, кто подписал Общественный договор и сдал экзамен на знание: а) украинского языка; б) истории Украины; в) основ конституционного строя. Это дает право гражданам голосовать, быть избранными и занимать должности в органах государственной службы и силовых структурах. Право создавать и быть членами политических партий имеют только граждане».
«Да, это существенно меняет принцип приобретения гражданства. В европейской правовой континентальной культуре руководствуются так называемым Ius sanguinis, т.е. “правом крови”. Гражданство предоставляют тем, кто родился на этой земле. Я же считаю, что в постмодерном мире «право крови» нужно менять на – «право договора». Это более точно определяет суть ответственного гражданства» (3).
То есть гражданство в рамках Общественного договора – это обязательное знание своих прав, языка, законов, что позволяет влиять на процессы в стране. Каждый должен осознать цену этого гражданства через подписанный договор, в котором прописаны ответственность, права, обязанности. Это, с моей точки зрения, перекликается с греческим понятием гражданства. Мы возвращаем этому понятию через Общественный договор его ценность и важность.
Поиск ответственного гражданина в себе
Что значит для меня быть ответственным гражданином, в первую очередь, по отношению к себе.
Первое, и очень важное – это научиться объективно оценивать любую ситуацию. То есть изучить вопрос, используя разные источники, читая книги, погружаясь в проблему с головой. Этот путь не самый быстрый, но ведет ко второму пункту.
Второе, иметь по каждому вопросу свою точку зрения. У человека могут быть лидеры мнения, на оценку которых он опирается и к которым прислушивается, но ответственность именно и заключается в объективности и самостоятельности. Ведь своя точка зрения может возникнуть лишь в процессе размышления и задавания себе вопросов.
Третье, как правило, на нашу оценку влияет наша психология. Мы всегда пытаемся оценить ситуацию с позиции «плохо или хорошо». Для ответственного гражданина важно научиться отойти от оценочной позиции и посмотреть на ситуацию со стороны. То есть выйти из ситуации, найти внешнюю точку наблюдения и после этого осмыслить происходящее.
Это также значит уйти от социальности и рассмотреть вопрос в его чистом виде без шелухи. Как пример, казалось бы, в противостоянии с Россией мы приобрели новых партнеров, но находимся ли мы после этого в позиции партнера? Если отказаться от шелухи, то под ее толстым слоем мы обнаружим зависимую экономику, на смену старому колонизатору приходит новый. Всего этого можно избежать, если мы начнем строить сами свою страну, а не полагаться на поддержку извне.
Здесь хочу затронуть также и персональное отношение к языку, истории, законам. Являясь гражданином, каждый должен уважать язык и традиции страны, титульной нации. И если я принадлежу к другой этнической группе, то для меня первоочередным должно быть знание языка и почтительное отношение к традициям. И это должно исходить из сердца. Тут мне могут возразить, что, мол, статья на русском языке. Но, скажу вам, что мой украинский язык за последние несколько лет, практически, стал вторым в общении. Это зона моего личностного роста. То же самое и уважение к закону. Оно должно быть внутренним.
Отношение к общему делу (РесПублика)
В социуме мы являемся носителями определенных функций, которые реализуем в тех или иных условиях. При этом мы являемся представителями разных сообществ и групп. Где для каждой такой группы действуют гласные и негласные правила или условия внутреннего договора, к которым пришли участники группы. Это может быть корпоративная культура компании, в которой вы работаете, сложившиеся традиции внутри небольшой дружественной компании, правила поведения и самое важное – действующие законы страны. Ну как действующие? Хотя бы написанные и принятые на уровне государства.
Ответственный гражданин должен определять эти правила и при этом отталкиваться от действующего закона, рассматривая критично, были ли они нарушены. И дальнейшее поведение должно строиться исключительно на соблюдение действующих норм закона. Если негласные правила внутри группы или сообщества не нарушают закон, то придерживаться их.
С другой стороны у ответственного гражданина всегда должен быть инструмент влияния на нарушения. Если он наблюдает нарушение закона, то есть несколько версий: уйти из группы, привести группу к действующим нормам. Но всегда должна оставаться и еще одна возможность для гражданина. Это когда принятый закон нарушает принципы Договора, его основы и демократические установки. В таких случаях ответственный гражданин должен выступить с протестом против такого закона. Как пример, принятые Радой законы от 16 января 2015 года, проголосованные с нарушением регламента и поднятыми руками.
Поисковые запросы
Задавая уже сейчас вопросы о будущем страны, понимаешь, что есть острая необходимость в изменениях. Общественный договор может изменить многое и поэтому уже сейчас важно принимать участие в разработке его, чтобы потом, как ответственный гражданин, ты знал чего ожидать от будущего.
Когда в каждом из нас созреет такой Гражданин, мы сможем перейти к следующему этапу – подписанию Общественного договора и переоснованию Украины.
С другой стороны понятно, что после стольких лет инерции невозможно это осуществить быстро. Поэтому есть два параллельных пути, когда группа пассионариев начинает процесс, приводя механизм изменений общества в движение, другим встать на путь поиска ответственного гражданина в себе и в окружающих.