додому Економіка ОПЗ идет на повторную продажу

ОПЗ идет на повторную продажу

140
картинка сайта reporter.com.ua

Максим Нечипоренко

Государственная собственность потихоньку уходит в частное владение. На сегодня практически не осталось важных по значению предприятий, которые еще можно продать с большей выгодой для бюджета. Одно из них – Одесский припортовый завод (ОПЗ). На этой неделе, казалось, эпопея с приватизацией ОПЗ подойдет к концу, а душок предстоящего скандала уже витал в воздухе. Ожидания подтвердились – предприятие не было продано, «победитель» идет в суды.

Страсти вокруг Одесского припортового кипят давно. Это и не мудрено – предприятие крупный производитель аммиака и карбамида, специализируется на перегрузке химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. Кто контролирует ОПЗ, тот контролирует перевалку аммиака со всего бывшего «совка». Все 100% уставного фонда предприятия находятся под контролем государства. Но в середине лета ФГИ таки решился выставить ОПЗ на продажу.

Нужно отметить, что предприятие достаточно прибыльное. В прошлом году прибыль ОПЗ составила более 700 млн грн. Государство тогда не стремилось особо продавать ОПЗ – как говорится, такая корова нужна самому. Но сейчас химическая промышленность, в силу дороговизны энергоносителей, оказалась нерентабельной. Большинство химических предприятий Украины простаивают. Даже ОПЗ в этом году стал убыточным – за первое полугодие предприятие нарастило убытков на 34 млн грн. Более того, руководство предприятия опасается, что производство вообще может быть остановлено.

Первый заместитель главы специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Александром Бондарем говорит: «По большему счету, с продажей ОПЗ и так затянули. Высокая цена газа загнало предприятие в убытки. Ели в следующем году, его (ОПЗ) выставлять на продажу, то стартовая цена может быть меньше раза в два», – считает Александр Бондарь. Напомним, что текущая стартовая цена 4 млрд грн. Но адекватная цена предприятия раза в два больше.

К моменту начала конкурса повторно смогли подать документы только три участника. Среди конкурсантов оказалась «Фрунзе-Флора», подконтрольная Константину Григоришину, российский нефтехимический холдинг «СИБУР» (аффилированный к «Газпрому») и ООО «Нортима», среди бенефициаров которой фигурируют акционеры ПриватБанка Михаил Киперман и Игорь Коломойский.

Но начать конкурс не означает его успешно завершить. Существует множество желающих сорвать продажу ОПЗ, которые и определят исход всего дела. На момент проведения конкурса имеется постановление суда, которым приватизация ОПЗ была запрещена. Иск был подан со стороны компании «Днепразот», которая подконтрольна акционерам ПриватБанка. По словам юристов «Днепразота», суд  запретил приватизацию ОПЗ и запретил участвовать в конкурсе российскому «СИБУРу». Вероятно, что господин Коломойский не был уверен в том, что сможет перекрыть предложение «СИБУРа», таким образом, попытавшись обезопасить себя от потери ОПЗ.

Кроме того, как и в большинстве случаев, вокруг этого предприятия разгорелись политические баталии. С одной стороны, Кабинет Министров стремится наполнить бюджет за счет продажи госимущества, с другой – Президент, которому не выгодно усиление позиций Юлии Тимошенко в преддверие президентских выборов. Вначале на участие в конкурсе подало заявки 13 претендентов, в том числе и с Запада. Это абсолютно устраивала правительство – широкое число участников создает сильную конкуренцию. Значит, и цена продажи будет близка к адекватной, а то и выше ее.

Зная это, Президент, недавно одобрявший продажу ОПЗ, внезапно наложил вето за неделю до объявленного 29 сентября конкурса. Несмотря на президентскую обструкцию, госпожа Тимошенко решила послать Секретариат далеко и на долго объявив, что конкурс состоится в назначенный срок. Но дело сделано, все предыдущие заявки были аннулированы. Кроме того, желающих также по убавилось. Какой инвестор захочет вновь участвовать в конкурсе по предприятию, которое могут не продать или того хуже – отобрать обратно после продажи?

Правительство решилось на проведение конкурса по нескольким причинам. Во-первых, среди заявленных претендентов фигурировали два сильных игрока – «Нортима» и «СИБУР», которые могли достойно потятаться за предприятие и в финале выложить крупную сумму за предприятие. И, во-вторых, Юлии Тимошенко нужно было показать, кто в доме хозяин, утерев, таким образом, нос страдающему политической импотенцией Секретариату.

Однако приступим к конкурсу. После вступительного слова компании-конкуренты предоставили комиссии ФГИ свои инвестиционные проекты – видение развития предприятия после приватизации. Стартовая цена – 4 млрд грн., шаг торгов (повышение цены на конкурсе по покупке между конкурентами) – 50 млн. грн. Конкуренты боролись бодро, то и дело, повышая ценовую планку, но сами торги, в отличие от подготовки, проходили не более 15 минут. На отметке 4,85 млрд. грн. случилось непредвиденнее. Основной предполагаемый покупатель, российский «СИБУР», вдруг застопорился, а после отметки 5 млрд грн. представители компании лихорадочно начали совещаться по мобильному телефону (это разрешено регламентом конкурса) с своими хозяевами.

Непонятно почему но «СИБУР» сдался, и победителем конкурса была объявлена «Нортима». Представители «СИБУРа» в спешном порядке покидали поле боя. Но и здесь неожиданности не закончились. Как специально, но трансляцию из зала, где проходил конкурс, прекратили (все это время журналисты наблюдали за ходом событий на улице со специально выставленной плазменной панели). Потому журналистская братия оставалась в неведении относительно окончательного результата до тех пор, пока на сцену не вышел и.о. ФГИ Дмитрий Пафененко.

Как оказалось, комиссия не признала конкурс состоявшимся. И победитель уже как бы и не победитель вовсе. «Мы отменили результат конкурса, в том числе, и по причине низкой цены», – сказал журналистам Дмитрий Парфененко. По его словам завод стоит около 8-10 млрд грн. Представители «Нортимы» были в шоке от такого поворота событий.

Александр Бондарь объяснил, что на такое решение комиссии повлияло два фактора. «Первое, что хотелось отметить, это попытки сорвать конкурс. Представители Президента и один из участников, который представляет интересы акционеров ПриватБанка, всевозможными бумагами и нелепыми вопросами мешали проходить конкурсу», – заявил Александр Бондарь. Второе это явный сговор между участниками конкурса с целью купить предприятие по заниженной цене. В результате, мы не увидели прозрачности конкурса острой борьбы за столь ценное предприятие.

Цель «Привата» (акционер «Нортимы») ясна – отбить конкурентов и как можно дешевле купить предприятие у государства. Сума в 5 млрд грн. это самая смешная цена, что может быть. «Роль «СИБУРа» абсолютно не понятна и неприятно удивила. Но если они сомневались в законности мероприятия, то зачем тогда вообще нужно было приезжать в Украину. Дойти до 5 млрд грн. и остановится – это не серьезно», – добавил Александр Бондарь. Представители «Нортимы» уже высказалась о своем намерении оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Отказав в продаже предприятия по конкурсу ФГИ, как и правительство в целом, взяли на себя определенные риски по инвестиционной привлекательности страны. Но с другой стороны продавать стратегический объект в два раза дешевле также не выход. Если продавать, то уже продавать. В том, что ОПЗ рано или поздно продадут, сомнений нет – ФГИ предварительно начала готовить новый конкурс на будущую весну.

Пока ясно только одно, что один из основных претендентов на президентское кресло получил двойной бонус. Утер нос Президенту и оставил стратегическое предприятие в госсобственности до лучших времен. Остальное – дело техники. Соответствующие СМИ напишут о том, что бюджетные дела идут не так плохо, а способности действующего правительства управлять госсобственностью должны не прозрачно указать на имя будущего Президента.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я