После просмотра уже культового фильма GasLand сложно оставаться безразличным к проблемам фрекинга и других особенностей извлечения нетрадиционных углеводородов. Прискорбно, что сланцевый демарш французов, немцев, болгар — это красноречивый пример губительности недооценки голоса экологов и различных гражданских «групп интересов». Также понятно, что эпоха искренних суфражисток и движений за расовые права давно в прошлом, и сегодняшние массовые гражданские действия значительно более зависимы от правильных сценариев, методик и техник общественного давления. Даже молодое украинское общество при использовании качественных общедоступных инструментов может быть направлено в выгодном русле. Следовательно, любая значимая проблема легко перекладывается с политических рельс на гражданские, не теряя своей привязки к первым. Иными словами: самым беспечным будет самоустранение от проблемы. Единственно правильным ее решением будет достаточная, качественная и главное – убедительная проработка всех возможных экологических рисков и максимальное привлечение общественности и местного населения к результатам проведения исследований. Весь наблюдаемый антураж вокруг добычи сланцевого газа имеет очень малую связь с работой Shell в Украине, но при этом его последствия могут быть опасными для компании. Возьмем, к примеру, встречу представителей инвестора и местной власти с громадой Славянска. Так и не дав слова зарубеж-ным специалистам, местные активисты с лозунгами про «покращення», «газовый чернобыль» и «геноцид Донбасса» сорвали встречу, вынудив представителей компании в срочном порядке покинуть зал заседаний. Даже если в зале и присутствовали те, кто рассчитывал вслушаться в утверждения «шеловцев», — им этого не позволили.
«Заводы-рабочим!» всегда эффектнее для толпы, нежели диалог. И ввязываться в драку будет ошибкой, которую не простят. В тот момент, когда первый украинский политик выразил свой протест сланцевой инициативе, проблема практически полностью ушла из плоскости объективного опасения за здоровье сограждан в постоянно нагнетаемый политический диспут.
Откуда растут ноги? Первыми, кто высказал свой протест сланцевым инициативам правительства, были местные советы западноукраинских регионов. Тогда удалось сгладить шероховатости вопроса активным продвижением риторики энергонезависимости и миллиардных инвестиций. Сразу после зримого появления представителей Chevron в регионе оппозиционные политические партии посеяли угрожающие ярлыки о сланце, опробованные в Европе. Они были помножены на точечный подогрев политическими прокламациями в не симпатизирующем действующей власти регионе. Встречи с громадами, начатые американцами, быстро превратились в крепкую и эффектную оппозиционную платформу. Пришла очередь Shell. Казалось бы, в Донецкой области проблем у новоиспеченного инвестора, приведенного правительством земляков, возникнуть не должно. Однако сила простых и страшных образов была недооценена. По словам премьер-министра Николая Азарова, все оппозиционные партии в купе с коммунистами ведут целенаправленную борьбу против добычи сланцевого газа в Украине. С ним трудно поспорить.
В Верховную раду неоднократно подавились антисланцевые инициативы от представителей оппозиционных сил. Последним сообщением стало решение “Батькивщины” создать рабочую группу по вопросу экологических рисков при добыче сланцевого газа. Кроме того, “Батькивщина” приняла решение провести в апреле в комитете Верховной Рады (ВР) по вопросам топливно-энергетического комплекса гражданские слушания на тему “Обеспечение экологической безопасности, предотвращения ликвидации негативного влияния добычи нетрадиционных углеводородов на окружающую природную среду в связи с заключением и во время выполнения соглашений о распределении продукции”.
Недвузначной представляется позиция ВО «Свобода». Однако даже при большом желании оппозиционные силы не способны сегодня вывести на улицы людей в донецких и харьковских городах и поселках. По крайней мере, прямо, как на Западе, они действовать не могут. Потому даже в новостях местного телевидения сообщается: «Сегодня общественная организация «Мамы Донецка» вышла на митинг против добычи сланцевого газа». В ходе массового гражданского мероприятия женщины с детьми говорят о своих переживаниях за будущее детей, и без того живущих в не самом благоприятном регионе с точки зрения экологии. При этом лозунги заставляют сопереживать донецким мамам, чьих детей якобы вознамерились «травить водой с химикатами».
Еще более интересный пример произошел в Чугуевском районе Харьковской области. Жители местного села Терновая отреагировали на появление за окном «страшных белых машин», подобных военной технике, которые «создают толчки специальным приспособлением». Группа молодых людей заблокировала работу геофизиков. На мобильный телефон было снято невразумительное интервью, в ходе которого технический сотрудник пытался объяснить дерзким активистам, что компания выполняет геофизический анализ недр и не имеет никакого отношения к поиску и тем более добыче сланцевого газа. После представители компании сообщили, что оборудованию нанесен ущерб на миллионы гривен. В это время интернет-сообщество разносило громкие заголовки «Началась несанкционированная добыча сланцевого газа», «Неизвестные машины ищут сланцевый и газ» и т.п. Факт первый: эти «ужасные машины» — геофизические установки — не останавливаются ни на один день в году, они за многие годы работы исколесили почти весь Днепровско-Донецкий бассейн. Факт второй: никакого отношения к сланцевому газу эти работы не имеют. Факт третий: данные геофизики — самый важный материала для оценки экологических рисков. Результат: паника никем не сдержана, в глазах обывателя «страшные» машины трусят землю. Самое важное, что выход сомнительной видеозаписи с комментариями аккумуляторщика-дизельщика группы не получила должной реакции ни со стороны компании, ни со стороны местных властей.
неВконтакте
Координационными центрами «сопротивления» стали социальные сети. В самой популярной среди молодых людей соцсети — «Вконтакте» — создано несколько десятков актуальных сообществ. Они именуются по-разному: «Сланцевому газу — НЕТ! Спасем Святогорье», «ShellGoToHell», «Добыче сланцевого газа — НЕТ! Гидроразрыву — НЕТ», «Восстание Против Сланцевого Газа!». Озвученная цель одна — полное сворачивание сланцевых программ в Украине ввиду их опасности для экологии. Большинство страниц сообществ, как и их активных участников, наполнены графическим материалом, в большинстве своем направленном против самой компании Shell. В разных, подчас оскорбительных интерпретациях изображается логотип компании.
В видеоархивах в обязательной программе американский фильм GasLand и нарезки с митингов. Кроме того, в этих же сообществах присутствуют видеозаписи с комментариями представителей Shell во время разных семинаров, встреч с экологами, интервью с руководителями компании. Видеонарезки представляют собой отдельные цитаты, которые к тому же скреплены комментариями модераторов сообществ. Пример комментария к видеозаписи: «Представители Shell скрывают, что жидкость после ГРП — радиоактивна».
Такие технологии влияния на сознание очень эффективны. В самом крупном сообществе — более 3,3 тыс. подписчиков, что для региональных гражданских организаций очень большой показатель (было подозрение, что показатель технический, т.е. накручен искусственно).
Участники сообществ на 90% представляют Донецкую область и на 100% возрастную категорию 18-35 лет. То есть никаких накруток искусственных подписчиков нет, как, впрочем, не видать и «газпромовских» модераторов. Хотя даже без детального анализа профайла каждого из администраторов сообщества выплывают многие интересные факты. Так, большинство из них помимо ряда антисланцевых сообществ состоят в группах недвузначного политического наполнения. Есть подписчики официального сообщества ВО «Свобода», краматорского отделения «Фронта Змін», личной страницы Олега Тягнибока.
Как сообщили НефтеРынку в Shell, компания ведет рубрику в районной газете и в официальной группе газе-ты в социальной сети «Вконтакте», где отвечает на вопросы местных жителей и дает свежую информацию о деятельности по проекту. Возможно, мы уделили недостаточно времени этому вопросу, однако серьезную активность Shell в соцсетях нам обнаружить не удалось.
Держать удар
К достоинству британо-голландской компании следует сказать, что держать удар она умеет. Shell выстраивает политику максимальной доступности для региональных громад. В компании говорят, что открытый диалог с общественностью — это ключевой принцип работы компании.
Shell провела активную работу при реализации совместного проекта с «Укргаздобычей». Согласно стандартам компании по реагированию на вопросы или жалобы местных жителей, каждому жителю населенных пунктов, находящихся недалеко от буровой площадки, был предоставлен мобильный номер специалиста по связям с местной громадой компании «Шелл», который лично приезжает для общения c жителями на постоянной основе.
15 марта 2013 года на общественных слушаниях было получено согласие жителей Близнюковского района на бурение второй поисковой скважины в рамках договора о СД. На собрании, по словам Shell, присутствовали около 100 жителей района. «Что же касается Юзовского проекта, то работа по взаимодействию с населением в Shell лишь начинается, ведь подписание договора о разделе продукции состоялось только 24 января 2013 года — это первый юридически необходимый шаг, позволяющий перейти к предметному обсуждению планов в рамках проекта и путей их реализации», — сообщили в компании. Кроме того, было отмечено, что на сегодня никаких фактических работ по Юзовскому участку не ведется. Работы же начнутся только после проведения оценки потенциального воздействия проекта на экологию, население и оценки всех возможных рисков, а также путей их минимизации.
Тем не менее обсуждение проекта в регионе началось еще в 2010 году, когда областные советы дали свое согласие на то, чтобы Юзовский участок был выставлен на открытый конкурс с целью привлечения инвесторов для его разработки. Уже тогда рассматривались экологические аспекты проекта. И Shell как один из участников конкурса выступала организатором круглых столов, семинаров, конференций на данную тематику, приглашала иностранных экспертов, встречалась с представителями экологических организаций и так далее.
Кроме того, представитель Shell выступала на общественных собраниях в трех районах Харьковской области, а именно в Балаклейском, Изюмском и Барвенковском. Грэхем Тайли, вице-президент «Шелл» по Украине, в феврале дал ответы на вопросы журналистов по Юзовскому участку в Донецке и Харькове. Shell провела исчерпывающую кампанию перед стартом проекта на Беляевской площади. В течение второй половины 2012 года комментарии компании о проекте и о том, чем сланцевый газ отличается от газа уплотненных песчаников, о безопасном подходе к его добыче, о принципах работы «Шелл» получили несколько сотен национальных и региональных СМИ. Было проведено множество интервью с представителями компании (например, на канале TVi, 5 канале, ТРК «Украина», Первом Национальном, в печатных изданиях — «Корреспондент», «Український тиждень», НефтеРынок и т.д.). На церемонии старта бурения первой поисковой скважины Shell в Украине с участием президента Виктора Януковича в октябре 2012 года присутствовали представители более 60 СМИ. Вышло несколько сотен ТВ-сюжетов, новостных и аналитических публикаций в украинских и зарубежных СМИ.
Регулярные информационные встречи с представителями экологических организаций начались еще в 2011 году. С июня 2012 года встречи и семинары стали регулярными.
Самое важно, что в компании понимают специфику протестов. «Существует немало мифов, которые и становятся причиной тревоги. Можем ли мы что-то с этим сделать? Безусловно. Мы уже начали проводить разъяснительную работу в тех районах, где планируем деятельность. Конечно, чтобы приехать в каждый город и встретиться с активными представителями общественности, нужно время. Практика показала, что местные жители слышат наши аргументы. Опасения же возникают из-за недостатка информации. Когда люди получают все данные из первых рук, наша работа и подход к безопасности окружающей среды становятся им понятны», — утверждают в Shell.
Сегодня Shell стоит перед необходимостью разрабатывать форматы постоянного партнерского взаимодействия с региональными печатными СМИ, областными радио и телеканалами. Даже создаются уголки Shell в областных библиотеках. На рассмотрении находится возможность создания «горячей линии» для круглосуточных ответов на вопросы заинтересованных граждан. Кроме того, в ближайшее время намечена серия встреч с общественностью тех районов, которые входят в Юзовский участок. Экологические организации будут привлечены для проведения базовой оценки состояния окружающей среды в регионе.
Важно отметить, что на данный момент в компании не называют дату старта работ на Юзовском участке. Как поясняют в Shell, еще необходимо выполнить несколько юридических формальностей, таких как подписание договора с партнером ООО «Надра Юзовская», создание соответствующего юрлица и т.д. Кроме того, до начала каких-либо работ будет проведена оценка фонового состояния окружающей среды, а также оценка потенциального влияния проекта на экологию, население, будут рассмотрены риски и пути их минимизации.
Правительственная линия
Главным адвокатом Shell в Украине выступает украинское правительство. Нужно признать, что властям удается выдерживать жесткую и последовательную политику продвижения проекта добычи нетрадиционного газа. В то же время профильные министры регулярно дают комментарии о развитии проектов, об оценке и минимизации рисков и самое главное — о значении проектов для экономики государства.
Так, накануне министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий и министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков приняли участие в совещании с представителями местных властей и компании Shell, а позже провели прессконференцию в Донецкой ОГА.
В частности, было отмечено, что, по пессимистичному сценарию, объем добычи сланцевого газа на Юзовской площади после выхода на проектную мощность ориентировочно через 7 лет составит около 10 млрд м3/год, по оптимистичному — 20 млрд м3/год. При этом Ставицкий отметил, что добыча любого полезного ископае-мого — это довольно рискованный инвестиционный проект. Кроме того, размер площади в 8 тыс. км2 не говорит о том, что газ будет добываться на всей этой площади. Это, по словам министра, говорит только о том, что порядка 25% площади будет задействовано в инфраструктуре по добыче углеводородов. В каком конкретно регионе это будет — покажет геологическое изучение, которое Ставицкий анонсировал уже в этом году.
Важный и понятный посыл был сделан Ставицким населению, когда министр сообщил, что с учетом увеличения собственной добычи, по оптимистическому сценарию, в течение десяти лет можно говорить о цене на газ для Украины в $160-200/тыс. м3. Важно, что проведенные совещания власти и инвестора касались вопросов именно массовых акций протеста, которые проходят в регионах. По результатам переговоров было принято решение по подготовке круглого стола.
Мало пиара
Уровень осведомленности населения критично низкий. Стоит ли говорить, что очень немногие из сегодняшних активистов являются специалистами геологии, охраны окружающей среды или индустриальной безопасности. Мало кто знает, что техника гидроразрыва в Украине применяется уже не первый год и что неутилизированные угольные терриконы представляют значительно более актуальную опасность для экологии Донбасса. Некоторые сотрудники нефтерынка родились и выросли на востоке Украины. Они с детства не понаслышке знают о проблемах питье-вой воды и чистого воздуха в регионе, которые уже сегодня незамедлительно требует решить разъяренная толпа митингующих, направляя свой гнев потенциальному инвестору.
Тем не менее в силах правительства и компании Shell реализовать Юзовский проект, задействовав все возможные площадки и инструменты, представив исчерпывающую информацию, которая успокоит население регионов.
Евгений МОЧАЛОВ,
«НефтеРынок», №11, 25 марта 2013 года