Недавно вишла в свет книга французского политолога Джерома Фурке «The French Archipelago: The Birth of a Multiple and Divided Nation» («Французский архипелаг: рождение множественной и разделенной нации»), в которой скрупулезно зафиксированы социокультурные изменения современного французского общества, а именно – ускоряющаяся фрагментация и распад этого общества на отдельные этно-религиозные и социально-политические части.
По мнению Фурке, приход к власти неолиберальных глобалистов во главе с Макроном, равно как и резкое увеличение популярности националистов-антиглобалистов во главе с Ле Пен, есть продолжение глубинного противостояния «двух Франций» – правой католической и левой атеистической. «Две Франции» возникли в результате Великой Французской революции и худо-бедно уживались вместе на протяжении ~140 лет вплоть до Второй мировой войны.
Война уничтожила хрупкий социокультурный баланс, в результате чего следующие 75 лет, по мнению Фурке, стали чередой катастроф: крах католицизма и (позднее) коммунизма, триумф неолиберализма, разделение французских городов на утопающие в роскоши районы для богачей и утопающие в преступности гетто для бедняков, социокультурная сегрегация и атомизация всего общества.
Фурке оперирует электоральными, демографическими и экономическими данными, добиваясь неожиданных результатов. В частности, он демонстрирует стройную корреляцию имен новорожденных с конкретными историческими периодами и событиями. Например, количество новорожденных девочек с именами Жанна (в честь Жанны Д’Арк) резко увеличивалось в годы национальных триумфов.
Имя Мари (в честь Девы Марии) носили 20% всех девочек в 1900 году, сейчас – менее 2%. В 1920-х гг. в северных угледобывающих областях страны наблюдался взрывной рост польских имен (экономическая миграция поляков), полностью исчезнувший к началу 1940-х гг., и тд.
Немало материала Фурке посвящает избитой уже теме исламизации Франции, отмечая что в среднесрочной перспективе в стране будут существовать уже «три Франции» (20% мусульманских имен у всех новорожденных страны говорят сами за себя).
Вместе с исламизацией наблюдается тенденция к усилению регионализма, который Фурке, опять же, анализирует через демографию. Так, в Бретани число новорожденных с кельтскими именами (бретонцы являются потомками кельтов) увеличилось с 4% до 12%. Схожая картина на Корсике, где итало-корсиканские имена носят 20% всех новорожденных, хотя еще в 70-х гг. таковых было меньше 1%.
Опираясь на полученные данные, Фурке характеризует современную Францию как «архипелаг» из социальных, политических, этнических и религиозных обществ, перманентно отдаляющихся друг от друга.
К таковым он относит, например, богатые глобалистские элиты в мегаполисах, остатки религиозного католического населения, деклассированный белый пролетариат (электорат Ле Пен и «желтых жилетов»), ну и бесчисленное множество этно-конфессиональных меньшинств из Африки и Ближнего Востока. Дальнейшая атомизация этих обществ может привести к возникновению территориально-политических автономий и дезинтеграции Французской Республики.
Автор: Vitalii Kulyk
Источник: Facebook