Члены оккультного кружка мечтали захватить власть в стране и сочиняли невероятные легенды, в которых переплетались масонские предания, древние гностические верования и философия анархизма. На протяжении десяти лет тамплиеры посвящали элиту интеллигенции в рыцари, собирались на конспиративных квартирах и в Музее Кропоткина, однако в итоге на их след вышли спецслужбы.
Тайным обществам в Царское время всегда жилось несладко, а после падения царской власти и прихода большевиков стало только хуже. Мистики ушли в подполье и создали масонские и розенкрейцерские ложи; кто-то даже основал оккультные кружки, занимавшиеся синтезом эзотерического и научного знания. Одним из таких был «Эмеш редививус».
Участники этого объединения пытались засечь эманации душ узников, умерших в застенках ОГПУ на Лубянке, с помощью тайно проводимых опытов с новейшей аппаратурой.
В рядах упомянутых обществ состояло немало известных людей: в списках можно обнаружить имена режиссера Сергея Эйзенштейна, актера Михаила Чехова, изобретателя Александра Чижевского, литературоведа Сергея Дурылина, богослова Павла Флоренского и физиолога Алексея Кулябко, прославившегося попытками оживить мертвые тела.
Особняком среди всех тайных организаций того периода стоял Восточный отряд Ордена тамплиеров, созданный анархистом Аполлоном Карелиным вместе с писателем Андреем Белым в 1920 году. Первый из них был принят в братство в Париже и приехал в Москву после Февральской революции с заданием основать филиал общества в на славянских землях. Во Франции возрожденный в XVIII столетии под эгидой масонства Орден тамплиеров мнил себя продолжателем древней традиции рыцарей, в XII–XIV веках воевавших на Ближнем Востоке и затем попавших в немилость к королю Филиппу IV, который уничтожил организацию, обвинив храмовников в поклонении Сатане и дьявольским идолам.
В нашей стране Орден тамплиеров был тщательно законспирирован. Для этого Карелин создал Всероссийскую федерацию анархистов (ВФА) и Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов (ВФАК) и проводил занятия по теории анархизма на базе Музея Кропоткина.
Официальные собрания этих организаций представляли собой своего рода кастинг: наиболее склонным к мистицизму участникам предлагали вступить в Орден тамплиеров.
Таким образом, кружок был тщательно скрыт от глаз не только власти, но и большинства самих анархистов.
Основной контингент неофитов Ордена составляли преподаватели, студенты, ученые, артисты, художники и писатели, то есть творческая и университетская интеллигенция. Возможно, их привлекала разветвленная система корпуса легенд, в которых прослеживается сильное влияние гностических верований в сплаве с идеями анархизма и собственно тамплиерским фольклором. Эти истории имели прагматическое и церемониальное значение: Карелин и его ученики проводили обряд посвящения и продвигали людей в иерархии путем зачитывания и обсуждения рыцарских сюжетов.
К примеру, новичок должен был прослушать предания об устройстве космоса, мудрости древних египтян и Атлантиде. В них постоянно упоминалось об анархической организации жизни тамплиеров — деталь, конечно же не встречающаяся в оригинальных французских легендах. Так родился уникальный фольклор анархо-мистиков, передававшийся только изустно: письменная фиксация преданий была строго запрещена, а для получения новых степеней членам Ордена приходилось их запоминать.
Важнейшую роль в формировании мифа славянских тамплиеров сыграли гностические заимствования, к которым восходят их космогония, многие теологические постулаты, символика и терминология, и прежде всего — догматы валентинианской системы. К примеру, Плерома для тамплиеров означала почти то же самое, что и для Валентина, — совокупность, целостность миров в их божественности. Однако «храмовники», позаимствовав часть гностических легенд и терминов, подвергли их значительной переработке, создав свою уникальную космологию.
Легенды Ордена гласят, что в начале миров существовал только «Тот, Кому нет названия». Ниже его находятся «мирны» (большое количество) Великих Богов, у каждого из которых имеется своя Вселенная.
Наша Вселенная образовалась, «когда отодвинулся Великий», а вначале не было пространства, измерений — «ничего, кроме глубины». Затем Он при помощи своей эманации создал две бесконечности — Океан Сверкающий и Море Блестящее, каждая из которых, удаляясь от Творца, утрачивала признаки совершенной сущности, а также третью — близ мира тьмы, Бездны. В Океане и Море по призыву Великого Бога появились Элоимы (одно из имен Всевышнего в Ветхом Завете) Низа и Верха, созидающие несовершенные Вселенные. Первые Их попытки были тщетными, и только с третьего раза Им удалось сотворить из хаоса возле Бездны новый мир. Там возникли существа, напоминающие ангелов, — Арлеги и Леги, а затем — люди и животные. Наряду с ними родились и злые лярвы. Обитатели нового мира попросили Элоимов уладить конфликты, однако боги покинули созданную ими Вселенную, ужаснувшись ее несовершенству.
Центральное место в большинстве легенд занимает описание Золотой Лестницы — особой иерархии сотворенных Элоимами существ — и взаимоотношений ее обитателей (от низших к высшим: люди, Леги, Арлеги, Араны, Отблески, Нирваны, Инициативы, Силы, духи Познания, духи Гармонии, духи Света, Эоны и Эоны Мудрости). Появление такой разветвленной структуры у тамплиеров можно интерпретировать в русле известной теории антрополога Марселя Мосса: социальное устройство группы метафорически переносится в пространство мифа посредством вымышленных абстрактных категорий.
В иерархии тамплиеров двенадцать ступеней посвящения — как и на Золотой Лестнице, восхождение по которой — архетипический мотив всех легенд. В Ордене же подобное движение вверх осуществлялось путем передачи от учителя к ученику «гнозиса» (то есть всё тех же вымышленных историй, имевших сакральный смысл). Похожим образом эволюционировали и персонажи преданий, снимавшие Печати Оккультного Молчания ради приобщения к тайным знаниям. Слушающие такие легенды тамплиеры символически как бы повторяли путь устремляющихся вверх космических героев — реальный и символический пласты смыкались.
В условиях несовершенства социальной среды, постоянных катаклизмов в постреволюционной стране орденская схема иерархии божественных существ могла стать отражением существовавшего тогда политического устройства, никому не дававшего доступа к ресурсам элиты.
Анархистам прийти к власти в СССР было так же сложно, как людям в их легендах — возвыситься к Богу, скрытому за сотней миров. Однако в преданиях Ордена сами тамплиеры то и дело путешествуют между ними, спускаясь и поднимаясь по своему желанию. Возможно, так показано стремление анархо-мистиков добиться справедливости и прийти к власти в Советском союзе.
Идея множественности миров (в легендах мы встречаем упоминания и о других Лестницах — Изумрудных, Алмазных и т. д.), видимо, также была связана с реалиями жизни российских храмовников. Где-то далеко, в Западной Европе, существовали другие ордена тамплиеров, но железный занавес мешал наладить контакты с ними, что могло послужить поводом для подобных легенд.
В 1926 году, после смерти Аполлона Карелина, Орден продолжил существовать и даже расширил свое влияние, создав филиалы во многих городах СССР: Киев, Ленинград, Нижний Новгород, на Кавказе и т. д. Однако осенью 1930-го начались массовые аресты участников организации. На ее след напало ОГПУ. Пойманных тамплиеров, например режиссера Юрия Завадского и математика и фактического главу Ордена Алексея Солоновича, отвезли на Лубянку и стали допрашивать. Многие притворились, что ничего не помнят об устройстве тайного общества, однако после допросов почти сорока его членов у ОГПУ сложилась следующая картина:
«…Во главе анархо-мистической организации „Орден Света“ стоял старый анархист, бывший член Секретариата ВФА — СОЛОНОВИЧ, называемый командором.
Члены „Ордена Света“ назывались рыцарями. Организация строилась сверху донизу по принципу десяток, и перевод из низовых кружков в вышестоящие производился через „рыцарское посвящение“. <…>
Организация ставила своей целью борьбу с соввластью, как властью „Иальдобаофа“ (одним из воплощений сатаны), и установление анархического строя. Ставились задачи противодействия и вредительства соввласти на колхозном фронте, среди совучреждений и предприятий. Пропагандировался мистический анархизм с кафедры и по кружкам, в которых вырабатывались массовые руководители, главным образом из среды интеллигенции. В кружках пропаганда велась в виде легенд… <…>
Рыцарям внушалось, что для защиты идей и интересов „Ордена“ — они не должны пренебрегать средствами борьбы вплоть до убийства. В последнее время делались попытки перекинуть свою деятельность в крестьянские массы под видом евангельской пропаганды; с целью внедрения в советские артистические круги своей идеологии, в противовес линии марксизма, проводимой компартией в искусстве, велась специальная проработка вопросов искусства в кружках, при этом имелись письменные материалы, называемые „мифами“…»
«<…> В обнаруженной отпечатанной на пишущей машинке книге «Бакунин и культ Иальдобаофа» в 3-х томах автора А.А. СОЛОНОВИЧА… высказываются следующие мысли:
«Принцип власти привит человечеству, как болезнь, подобная сифилису. От властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо по следам Иальдобаофа ползут лярвы, и бесовская грязь пакостит души людей и их жизни… Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает средства, мы найдем Ивана IV, Филиппа II, Лойолу, Торквемаду, Ленина, Маркса и др. Все они были под непосредственным руководством ангелов Иальдобаофа в той или другой форме или степени» [орфография и пунктуация источника сохранены. — Ред.].
Вышестоящих рыцарей, в том числе Солоновича, посадили в тюрьмы и концлагеря на пять лет, других выслали на Урал и в Сибирь, и лишь некоторые были освобождены под подписку о невыезде. Орден российских тамплиеров окончательно прекратил свое существование, несмотря на попытки возродить общество в конце 1950-х. Однако его мифы продолжили жить даже в современной российской культуре.
Переосмысленное анархо-мистиками наследие гностиков позаимствовали представители другого синкретического учения — родноверы.
В так называемых «Славяно-арийских ведах», созданных в 1990-х годах и представляющих собой что-то среднее между псевдоязыческим откровением и фолк-хистори, в почти не измененном виде использован малоизученный даже религиоведами материал корпуса тамплиерских легенд. В частности, авторы этого труда дословно позаимствовали устройство Золотой Лестницы, назвав ее создателей не Элоимами, а Чернобогом и Белобогом, а высочайшие миры — Правью, — и добавили в сказания Ордена предания о евреях и чернокожих, противостоявших арийцам и святорусам. Так древняя гностическая традиция продолжила жить в легендах последователей современного неоязычества.
Автор: Сергей Зотов
Источник: knife.media