Киев, 26 декабря 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). В Кабинете министров заверяют, что компромиссный вариант государственного бюджета на 2016 год ослабит фискальную нагрузку на бизнес. На деле же налоговая политика правительства по-прежнему содержит ряд рисков для украинской экономики и промышленности.
Госбюджет-2016 сверстан на компромиссной фискальной основе, выработанной после долгого противостояния между Кабмином и Верховной Радой. Решено часть изменений внести уже сейчас, а часть – перенести на І квартал следующего года. То есть борьба вокруг акцентов дальнейшей налоговой реформы продолжается, но ключевые приоритеты уже известны и вряд ли изменятся.
В правительстве утверждают, что изменения направлены на ослабление налогового давления на бизнес и граждан. Действительно, сокращается ставка единого социального взноса с 41% до 22%, а налог на доходы физлиц зафиксирован в размере 18% вместо дифференцированной ставки в 15% и 20%. Из-за таких новаций госбюджет потеряет около 65 млрд грн., которые, впрочем, намечено компенсировать за счет восстановления показателей экономики, инфляции, секвестра госрасходов и расширения фискальной базы, в том числе за счет увеличенных акцизов, отмены фискальных преференций и др. В итоге бюджетные доходы должны не только сохраниться, но и вырасти на 14,8% к 2015, до 564,57 млрд грн.
Значительная часть внесенных изменений затрагивает и промышленность. Достаточно вспомнить отмену импортного сбора в 5-10%, которая скажется не только на импортерах готовой продукции, но и на производителях, нуждающихся в зарубежном сырье и полуфабрикатах. Для той же черной металлургии это коксующиеся угли, высококачественные ферросплавы, включая малотоннажные, огнеупоры, а также, конечно, различное технологическое оборудование. Несмотря на кризис, метпредприятия Украины продолжают посильные модернизации и реконструкции, и нуждаются хотя бы в небольшой поддержке от государства, включая отмену дополнительных ввозных платежей. Для справки, по результатам года поступления от импортного допсбора могут составить примерно 15 млрд грн.
Отметим и предложение Кабмина снять ограничения на возмещение экспортного НДС. Первый замминистра финансов Игорь УМАНСКИЙ отмечает МинПрому: поданный в Раду бюджетно-налоговый пакет объединяет три позиции – импортный НДС, внутренний НДС и компенсацию экспортного. По словам чиновника, это позволит не ограничивать, как раньше, налоговиков в объемах возмещения: чем больше сбор налога – тем больше возможность возврата НДС. А вопрос остается актуальным: Государственная фискальная служба оценивает долг по возмещению в 15 млрд грн., хоть с лета он и снизился на 7 млрд грн. Глава ГФС Роман Насиров даже обещает до конца года погасить просроченную задолженность по компенсации, которую оценивает в 3,5 млрд грн.
Впрочем, эксперты сомневаются, что в современной экономической ситуации властям удастся достигнуть серьезного прогресса в данном вопросе, и напоминают: уже осенью некоторые крупные промкомпании и промхолдинги жаловались на очередные проволочки с НДС-возвратом и на отключение от автоматического возмещения. «Можно только приветствовать, если эта проблема будет хотя бы частично ослаблена, – говорит нам президент Центра рыночных реформ Владимир ЛАНОВОЙ. – Но правительство нацелено на максимальное наполнение госбюджета и избежание дефицита, поэтому ослабление фискального пресса во многом лишь демонстрируется. Он остается сильным и не позволяет говорить о реальных улучшениях в налоговой сфере». А, значит, весомая часть оборотных средств производителей останется замороженной в виде долгов по компенсации НДС.
Кстати, для воплощения планов расширения фискальной базы создается Служба финансовых расследований, которая будет иметь даже больше полномочий, чем ликвидируемая налоговая милиция. Так, помимо оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и охранной функции, СФР будет выполнять также превентивную и правоохранительную. В ее компетенции будут полицейские меры: опрос, проверка документов, поверхностный контроль вещей и транспортных средств. Остается за ней и право получения справок, копий документов, информации для ведения единого реестра фискальных накладных.
Заслуживает внимания и инициатива Кабмина о двухлетнем моратории на повышение налогов и расширение налоговой базы: соответствующий законопроект №3630 зарегистрирован 11.12.2015. Это было бы огромным позитивом для бизнеса и инвесторов, которые уже много лет называют волатильность и слабую прогнозируемость отечественного фискального законодательства одной из ключевых проблем экономики страны. Ставки налогов и условия их взимания меняются чуть ли не каждый год, опуская бизнес-климат до уровня средних африканских государств. «И промышленность, и торговля, и остальные сектора стали бы горячими фанатами того кабинета, который прекратил бы эту нестабильность хотя бы на несколько лет. Можно недополучать экспортный НДС, можно возиться с таможенной бюрократией, но когда ты каждый год вынужден заново переформатировать всю свою работу с налогами… Многие фирмы и заводы просто не выдерживают и уходят. Прошлогодняя смена власти не принесла улучшения в этом вопросе», – сетует специалист по экономической политике Виталий КУЛИК.
Кроме того, в Кабмине сохраняется настроенность на максимальную ликвидацию фискальных и прочих льгот в промышленности, АПК и т.д. Так, в течение года постоянно обсуждается отмена налоговых преференций для аграриев, а летом Минэкономразвития и вовсе предложило избавиться от всех фискальных льгот, включая специальные экономические зоны и индустриальные парки. Глава МЭРТ Айварас Абромавичус тогда заявил, что в своего рода СЭЗ должна превратиться вся страна, а для этого надо повысить привлекательность ведения бизнеса на украинской территории. Существующий же формат СЭЗ обозвали внутренними оффшорами, которые служат для оптимизации налогообложения кем угодно, кроме тех, для кого задумывались СЭЗ. «И мы против налоговых льгот для отраслей – это путь к коррупции», – говорил тогда министр (см. также статью “Пиррова отмена“).
Судя по всему, подобную позицию не разделяют ни в Верховной Раде, ни на Банковой: недавно парламент принял закон №2844, существенно расширяющий права участников ИП. А вот дальнейшая ликвидация нишевых льгот вполне возможна. В 2015 году уже отменены преференции при импорте энергосберегающего оборудования, идут разговоры о полной отмене льготного ввоза инновационной техники и технологий. Понятно, что это заметно ударит по тем проектам производственной модернизации, которые продолжаются вопреки кризисной обстановке.
Аналитики заключают: значительная часть фискальных новаций – потенциально позитивны и действительно могли бы облегчить давление на бизнес. Но правительство по-прежнему ориентировано на максимальное наполнение госбюджета, а, значит, реальное уменьшение налоговой нагрузки не будет существенным. В то же время по некоторым пунктам возможно ухудшение, прежде всего в части льгот, а также администрирования налогов по очередной новой схеме, отмечает В. Кулик. Поэтому заложенный в бюджетный пакет-2016 рост ВВП на 2% выглядит слишком оптимистичным. Та же промышленность за 10 месяцев года обвалилась на 15,6% к январю-октябрю-2014, и трудно представить, за счет чего эта тенденция может измениться в 2016, тем более на фоне окончательного торгового разрыва с Россией. В ближайшие годы свободная торговля с ЕС однозначно не сможет компенсировать потери северо-восточного вектора экспорта. В таких условиях дальнейшая нестабильность фискальной базы и завышенные ставки налогов – ради пополнения госбюджета в ущерб бизнес-среде – являются своего рода предохранителем от полноценного выхода Украины из нынешнего экономического кризиса.