Киев. 22 июля 2016 года (ПолитКом, Виталий КУЛИК). Как правило, достижения новоназначенного правительства оцениваются после первых 100 дней его работы. За этот срок можно создать положительную динамику изменений и запустить процессы в отдельных секторах, принять решения, которые могут привести к необратимым трансформациям и пр.
Именно поэтому я воздерживался от критика Кабмина Гройсмана в начале сезона. Были предпосылки к тому, что его команде удастся как-то вырулить из тисков «олигархического консенсуса» и провести точечные изменения. Естественно, что эти реформы не спасли бы нашу экономику, но могли б амортизировать издержки простых обывателей.
«Мы видим сегодня положительные сигналы развития национальной экономики и стабилизации ситуации, в том числе стабилизации национальной валюты. Это хорошие сигналы, но надо понимать, что их нужно усиливать, чтобы рост был больше, и люди это почувствовали», – заявил премьер Владимир Гройсман.
Премьер вот видит, а мы как-то не очень…
К безусловно позитивным #перемогам правительства я могу отнести разве что упрощение процедуры лицензирования импортных лекарств производства США, ЕС и Японии и решение создать специальный Дорожный фонд, который аккумулировал бы средства на строительство качественных дорог по всей стране.
На этом фактически можно поставить точку.
– Рост тарифов и отсутствие доходов населения. С 1 мая были введены единые «рыночные цены» на газ для всех категорий потребителей. Повысились в кратно раз тарифы на ЖКУ и энергоносители. Я умышленно беру в кавычки слово «рыночные цены», потому как их в Украине нет, как нет и рынка газа. Есть монопольный поставщик, и нет механизма договора о цене. Это не рынок, а диктат монополии.
Повышение стоимости газа для теплокоммунэнерго повлекло за собой рост в 2 раза цен на отопление и горячую воду с 1 июля. На 30-60% в зависимости от региона подорожала холодная вода. С 1 сентября в очередной раз вырастут тарифы на электроэнергию.
Малоимущим Кабмин обещает продолжать предоставлять субсидии. К началу нового отопительного сезона число семей, которым потребуется государственная субсидия, вырастет до 9 млн. Это каждый четвертый украинец. На субсидии заложены 40 млрд. грн. И где взять средства – непонятно.
Во время назначения Гройсмана премьером я писал о том, что единственным шансом доказать свою состоятельность это правительство сможет только тогда, когда создаст хотя бы 10 тыс. новых рабочих мест. Повышение тарифов должно перекрываться реальной борьбой с безработицей. В первом квартале этого года 10,3% населения трудоспособного возраста или (9,9% экономически активного населения в возрасте 15-70 лет) были безработными. Это – 1,8 млн. человек. По уровню безработицы среди мужчин Украина лидер среди всех стран Восточной, Центральной и Западной Европы.
– Провал «большой приватизации». Маркером этого стал срыв приватизационного конкурса по Одесскому припортовому заводу. Сам конкурс был настолько проблематичен и «не френдли» для иностранных инвесторов, что они открыто уже сомневаются в искренности намерений нашего правительства. По информации UAprom, украинским ОПЗ интересовались Suhail Behwan Group (Оман), Gemlik Gubre Sanayii A.S. (Турция), государственная MVM Group (Венгрия) и Energoimpex Sp. z o.o. (Польша). Но в последнюю минуту антикоррупционная прокуратура по делу о растрате средств задержала председателя наблюдательного совета предприятия Сергея Перелому и первого заместителя этого завода Николая Щурикова, что, в конечном счете, сыграло против приватизации. Инвесторов отпугнула не столько стартовая цена, сколько судебные тяжбы вокруг топ-менеджмента предприятия.
«Может они хотят создавать видимость конкурса приватизации, тогда мы еще раз попробуем зайти и на этом поставим точку. И не только мы. Точку поставят все. Вряд ли это будет в интересах Украины», – сказал мне на днях один из топ-менеджеров одной транснациональной кампании, имеющий интерес к этому активу.
– Автоматический возврат НДС или все же «ручной»? В июне, фактически в нарушение Налогового кодекса, было заблокировано возмещение НДС налогоплательщикам. Они недополучили возмещение на сумму почти в 6 млрд. грн. После ряда заявлений работодателей и фискалов будто бы нашли виновного в виде Госказначейства. Но тут есть важный вопрос.
Вроде как в нынешнем году заработал открытый реестр заявлений компаний на возмещение НДС из бюджета. Такой реестр специально создавался, чтобы исключить ручное управление в вопросе возврата налога на добавочную стоимость.
Но, как отмечает Страна.UA, на практике налог по-прежнему возвращают “нужным” людям.
Благодаря недовозмещению НДС в июне план бюджетных поступлений по налогам был перевыполнен на 22%. Если бы реестр функционировал в полном объеме, а НДС возмещалось прозрачно всем тем, кто подал заявки, налоговой пришлось бы рапортовать о том, что план за июнь выполнить не получилось.
– Граждане не доверяют государству свои деньги. С начала кризиса суммарные валютные средства бизнеса и населения уменьшились на $17,2 млрд., из них $14,2 млрд. снято со счетов домохозяйств. Это, по сути, неработающие деньги. Около трети депозитов было «проедено» вкладчиками. Остальные спрятаны. Украинцы просто боятся доверять свои сбережения украинской финансовой системе и этому государству.
Экономика из тени не выходит, а наоборот туда уверенно ныряет. По версии Минэкономразвития – 42%, а в действительности более 50%.
А наше правительство ждет приток инвестиций в объеме $4,5 млрд. из государств Большой двадцатки. Ну, не смешно?
– Кто и сколько ворует на иностранных кредитах? В апреле министр финансов Александр Данилюк от имени правительства подписал соглашение о кредитных гарантиях со стороны США на $1 млрд. Деньги под эти гарантии будут привлечены ориентировочно в августе-сентябре. Также в августе-сентябре Украина рассчитывает получить кредитный транш от МВФ.
Вроде как оптимистично.
Однако, за два года Украина получила от Европейского союза 7 млрд. евро и $11 млрд. от МВФ. А есть еще деньги, которые мы получили как займы под гарантии правительства США и помощь от других наших партнеров, была же еще экономия в результате реструктуризации госдолга. ВНИМАНИЕ ВОПРОС: куда ушли эти деньги? Когда можно будет провести общественный аудит использования иностранных кредитных средств? А если вдруг окажется, что часть денег украдена кое-кем из нынешней власти? Кто несет персональную ответственность за нецелевое использование?
Вместо выводов об «общественниках»
Читаю релизы некоторых «общественников» о первых 100 днях Кабмина и поражаюсь их неисчерпаемому оптимизму, граничащему с идиотизмом.
Сплошные успехи, прорывы в борьбе с коррупцией, инфраструктурные реформы, экономический рост и преодоление кризиса…
«Чтобы люди почувствовали результат реформ, нужно еще 2 года. Все политики должны забыть о досрочных выборах. Украинские реформы могут проиграть популизму»…
Ребята, вы о какой стране пишете? О каком правительстве?
Если целью разных «РПРов» и прочих «общественных певцов достижений» является обоснование – «почему не нужны внеочередные выборы в парламент», то вы так и скажите, а не прячьтесь за фиговый листок «общественных экспертов».
Сколько бы вы не называли черное белым, оно явно таким не станет.
НЕТ ДОСТИЖЕНИЙ У ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА 100 ДНЕЙ! Вообще нет!
Если не менять парадигму антикризисных мер, то уже к осени внеочередные парламентские выборы вам покажутся самым легким решением…