20 апреля 2015 года (ПолитКом, Алексей БЕЛОВОЛ). Чем ближе майские даты – 2-го трагедия в Одессе, и 9-го День Победы – тем больше громких убийств сотрясает украинское информационное пространство.
Возможно, это просто совпадение. Но комментарии как хозяина Кремля Владимира Путина во время прямой линии «о целой серии политических убийств», так и слова лидера «ДНР» Захарченко о том, «что киевская хунта начала охоту на ведьм», – создает весьма серьезные основания для увязывания последних убийств именно с майским фактором.
Особенно показательным выглядит расстрел публициста, колумниста и экс-шеф-редактора «Сегодня». Днем в упор во дворе собственного дома. Это не просто убийство – это вызов действующей власти. Насколько она способна оперативно найти убийц, и провести реально прозрачное расследование. Ведь чем ближе к майским, тем острее фаза террора.
И если раньше речь шла о самоубийстве либо доведении до самоубийства, то теперь мы имеем дело с откровенными расстрелами в упор. И это безусловно главный вызов для власти в сложившейся ситуации. Ведь кто бы ни стоял за этими убийствами – отвечать все равно высшим должностным лицам. Хладнокровный расстрел известной медийной личности, столь открыто демонстрировавшей свое критическое отношение как к действующей власти, так и к Евромайдану в целом, – это даже не двойной, а тройной удар. Плюс это экзамен перед Западом, который, безусловно, будет внимательнейшим образом следить за расследованием последних убийств. Журналисты – это особая каста, и, если гибнут журналисты, оппозиционные к власти, – это не просто бросает тень на нее. Но и чревато последствиями…
Ведь если руководство МВД не способно предотвратить «парад убийств», то насколько оно адекватно занимать свою должность? И общество, безусловно, будет задавать подобные вопросы, если ситуация в ближайшие дни не изменится качественно в лучшую сторону.
Это уже не константиновский эксцесс – это плевок для власти, ее проверка как на «крепость яиц» так и адекватность сложившейся ситуации. Ее способность как защищать своих граждан, так и своевременно находить именно преступников, а не тех, кто может подойти на их роль – для своевременного отрапортования.
И в первую очередь речь идет о экс-главе «УМХ», регионалке Елене Бондаренко, публично уже заявившей об угрозах в ее адрес. Как и других видных оппонентах действующей власти, смерть которых позволит упрочить миф «об охоте на ведьм», для общества, в свою очередь, это тест на человечность. Ведь кем бы ни были убитые, сарказм в данной ситуации не уместен. Он лишь подчеркнет пещерность и «фашистскую сущность» послемайданной Украины на радость Кремлю и всем ее недоброжелателям.
Если говорить о Бузине, с которым довелось общаться и работать, то Олеся, может быть, можно было упрекнуть во многом, и я не могу сказать, что разделял его взгляды, но только не в отсутствии позиции. Он писал, говорил и описывал ситуацию так, как он видел. Так, как он понимал. При этом основываясь на конкретных фактах, хоть, может быть, и трактуя их по-своему. Он действительно любил Украину, но в своем контексте, исходя из своего видения для нее лучшего будущего и своих знаний ее исторического прошлого, даже несмотря на его особое мнение о пророке нации Тарасе Шевченко. Но главное – с ним возможно было и по-настоящему интересно дискутировать.
Если смотреть реально, то его публикации и даже острота его комментариев – для власти гораздо были менее опасны, чем подобный хладнокровный расстрел – особенно на фоне его последних интервью радио «Вести» и «России 1», где он не только называет победу Евромайдана не революцией, а государственным переворотом, но еще и фактически обеляет Путина, и говорит сакраментальные слова «о своей неугодности действующей власти», а также обвиняет Порошенко «в стремлении отобрать канал у Фирташа». Он был человеком с позицией. Он был продающим писателем, публицистом. Ему было всего 45-ть… И он мог еще многое.
А меж тем, на календаре всего 17 апреля, и до 9 мая еще, исходя из нынешних событий, многое предстоит пережить. И дай Бог, чтобы эти убийства не стали прелюдией для нового наступления на Востоке и новой крови, брошенной на алтарь победы. Киев будут раскачивать, и дай Бог, чтобы хватило мудрости и сил избежать еще больших жертв…
Противно одно. Когда человека, уже отошедшего в мир иной, используют для того, чтобы доказать теорию «об охоте на ведьм столичной хунты» или без предъявления минимальной доказательной базы о «руке Кремля».
И хотя второе, судя как по косвенной логике, так и по массированной московской кампании «Украина убивает», более близко к истине. Тем не менее, для того, чтобы заявлять, необходимо иметь основания для подобных обвинений. Даже с учетом странного письма от организации с загадочно символичным названием УПА – взявшей на себя ответственность за убийства. Сейчас главное не допустить ответных действий – мнимой мести – отстрела лидеров Евромайдана. А пока стоит просто помолчать. Убит человек, публичный деятель, один из самых продаваемых, даже с учетом содержания его текстов – писатель. Яркая личность. RIP