Во время пандемии работать стало сложнее, и это доказывается исследованиями. Люди называют условия труда «адскими». Число собраний возросло вдвое, тогда как число обсуждаемых тем почти полностью свелось к карантину. Тогда как ранее большое число вопросов решалось и задавалось в личном общении. Трудности в коммуникации между профсоюзными активистами оказались на руку только работодателям. Можно ли профсоюзам восстановить бесценное человеческое общение в формате удалёнки?
Как обсуждать план сокращения рабочих мест в режиме видеоконференции? Или готовить протестные акции, когда почти весь коллектив работает удалённо? Во время волн эпидемии – особенно первой из них – профсоюзная деятельность превратилась в настоящую головоломку.
Недавнее исследование Центра изучения занятости и рынка труда (CEET) подтверждает этот вывод. Сотрудники центра провели опрос среди представителей трудовых коллективов. Для этого они ознакомились с протоколами собраний, состоявшихся весной и летом 2020 года на двух очень крупных предприятиях (Digital Consulting и Réseaux).
Профсоюзные вопросы свелись к теме карантина
Результаты исследования сразу обратили внимание на явное увеличение нагрузки профсоюзных представителей. Также выявился следующий факт: во время собраний обсуждались только вопросы, связанные с карантином. Иными словами, в ущерб другим вопросам. Между тем, игнорировались ключевые проблемы, касающиеся «равенства и качества жизни на работе, обучения, бюджетного контроля и т. д.».
Авторы доклада отмечают, что представители профсоюзов жаловались на существенный рост своей рабочей нагрузки. Например, резко выросло количестве собраний. Также увеличилось число пунктов повестки дня. Все участники опроса говорят о том, что работать стало «невозможно» и описывают «адские условия труда».
Один из профсоюзных делегатов приводит конкретный пример. «В соглашении предусматривается, что мы должны проводить одиннадцать собраний центрального социально-экономического комитета (CSE) в год. То есть один раз в месяц, кроме августа — периода отпусков. Тем временем в ноябре у нас пройдёт уже 24-е собрание».
С людьми невозможно работать обезличено
Другим любопытным результатом исследования стала констатация усложнения задач профсоюзных представителей. Оно связано с удалённой работой. Все переговоры проводились в режиме видеоконференции и, чаще всего, с выключенной камерой (очень трудно подключить 40 человек к видеоконференции). Поэтому общение имело ограниченный характер. Ведь исчезла невербальная коммуникация.
Как дают понять авторы исследования, самыми большими бенефициарами стали руководители. «Дистанционные собрания резко негативно сказываются на качестве общения. В частности, в дистанционном режиме общение ограничивается формальными элементами. То есть, традиционными темами, которые обсуждаются на собраниях.
А все неформальные элементы, всё то, что могло решаться помимо собственно собраний и могло позволить некоторым собеседникам обмениваться информацией, соглашаться, вырабатывать общую точку зрения – всё это ушло. Поэтому создаётся впечатление, что обсуждения лишаются своей сути. Иногда это приводит к тому, что руководство принимает решения в одностороннем порядке».
Другой, самый очевидный подводный камень заключается в том, что удалённая работа лишает профсоюзных активистов бесценного взаимодействия с работниками. «Они привыкли общаться напрямую. А видеосвязь лишает их такой возможности. В обычное время к ним постоянно обращаются сами работники. Дистанционное общение приводит к частичной утрате смысла профсоюзной работы», – пишут авторы исследования.
Они подчёркивают, что профсоюзные представители прилагают все усилия, чтобы сохранить несмотря ни на что форму диалога. В частности, путём организации социальной работы на расстоянии (завтраки онлайн и даже шахматные турниры!). Но, к сожалению, приёмы такого рода тоже имеют свои ограничения.
Автор: Сиприан Боганда
Источник: L`Humanite