Новые сведения, полученные от одной сотрудницы, раскрывают, до какой степени в социальной сети Facebook практикуется дестабилизация и манипуляции. А её создатель не видит в этом ничего плохого. Цукерберг, восхищающийся римскими императорами, не очень-то беспокоится о демократии.
Социальная сеть Facebook насчитывает 2,5 млрд пользователей, для 40% из них эта соцсеть является основным источником информации. Данные каждого пользователя персонализированы, что позволяет осуществлять манипуляции общественным мнением в угрожающих масштабах. При этом высшее руководство не контролирует этот процесс: ключевые решения принимаются на местах, а финансирование модерации постоянно снижается.
Этим широко пользуются ультраправые: в Боливии, Бразилии, Индии, Эквадоре, Гондурасе перед выборами местные пользователи получали миллионы сообщений с фейковых аккаунтов, которые, используя сведения о страхах, привычках и предпочтениях человека, склоняли чашу весов в пользу представителей крупного капитала. Теперь эту же технологию использует предвыборная команда Трампа, распространяя компромат на своего оппонента Джо Байдена и его семью. Новые сведения, полученные от одной сотрудницы, раскрывают, до какой степени в социальной сети Facebook практикуется дестабилизация и манипуляции.
А её создатель не видит в этом ничего плохого. Цукерберг, восхищающийся римскими императорами, не очень-то беспокоится о демократии. 36-летний основатель компании, заручившийся 60 % голосов в совете директоров, управляет 2,5 миллиардами пользователей, из которых более 40 % считают социальную сеть основным источником информации. Это власть пугающих масштабов. «Мои руки в крови». Мало кто из специалистов по анализу данных мог бы сказать такое, но Софи Чанг произнесла это после трёх лет работы в команде «фальшивых аккаунтов» сети Facebook.
«Я была свидетелем многочисленных попыток разных правительств использовать нашу платформу для обмана своих граждан в крупных масштабах, – пишет она во внутренней записке, которую обнаружила и опубликовала новостная компания BuzzFeed. – Я лично принимала решения, которые касались президентов некоторых стран, делая это не под контролем руководства». В тексте перечислены пропагандистские кампании в пользу ультраправого президента Гондураса Хуана Орландо Эрнандеса.
В нём также упомянуты миллионы сообщений с фейковых аккаунтов, которые использовались для запугивания оппозиции Азербайджана, распространения ложной информации во время выборов в Боливии, Бразилии, Индии, Эквадоре… Когда женщина доводила данные факты до сведения руководства, оно попросту избавлялось от них, заявляя, что борьба с такими вещами не входит в приоритеты компании. «Чтобы сохранять высокий уровень прибыли, Facebook постоянно сокращает инвестиции в модерирование сети», – рассказывает Жюльен Ле Бо, автор книги «В голове Марка Цукерберга», который проанализировал все публичные выступления создателя Facebook, чтобы «представить картину его мышления».
Недавно была запущена бирманская версия соцсети. Ни один из её модераторов не говорит на местном языке, что, похоже, ничуть не смущает руководство компании. «Список приоритетов чётко определён: на первом месте стоит США, на втором – Европа, а уже потом весь остальной мир, – продолжает Жюльен Ле Бо. – С 2016 года Цукерберг немало потрудился. Тогда он заявлял, что думать, будто его социальная сеть может иметь какое-либо влияние на американские выборы – безумие». Однако Facebook сыграл решающую роль в предвыборной кампании Трампа. Это единственный случай, не считая Брекзит, когда влияние социальной сети было зафиксировано документально.
Около 80 миллионов американцев, по подсчётам Cambridge Analytica, стали жертвами ложной информации, персонализированной в соответствии с их страхами и политическими симпатиями. Тогда, испугавшись разразившегося скандала и надеясь избежать обвинений в предвзятости, фирма подняла знамя свободы слова. Однако в последние месяцы, когда пришло время для новой предвыборной кампании, Дональд Трамп сумел запустить в Facebook рекламную акцию, распространяющую клевету о Джо Байдене и его сыне.
Представитель Демократической партии Александрия Окасио-Кортес на слушании в Конгрессе жёстко призвала Марка Цукерберга к ответу за попустительство этой пропаганде. «Где кончается граница дозволенного? Могу ли я оплатить рекламную кампанию, нацеленную на афромериканцев, чтобы сообщить им неправильную дату президентских выборов?» – спросила она. После долгого замешательства Цукерберг ответил, что лгать – неправильно, но Facebook не должен мешать политикам делать это.
«Тот факт, что нам так приятно видеть, как ему накрутили уши, уже свидетельствует о поражении политика. Сегодня мы больше ничего не можем сделать, любая попытка регулирования блокируется», – предупреждает Жюльен Ле Бо. В ответ демократы запустили в соцсети очередную рекламную кампанию, в которой говорится, что Facebook и её основатель оказали всяческую поддержку президентской кампании Дональда Трампа. Это сообщение совершенно не беспокоит Цукерберга. Третий самый богатый человек в мире просто обналичил чеки.
Даже призывы к насилию (единственное, что, как и порнография, категорически запрещено в сети Facebook) регулярно проскальзывают на сайт, как доказал недавний пример Boogaloo Boys. Эти вооружённые до зубов белые расисты в гавайских рубашках рассчитывают развязать новую гражданскую войну, отделить территорию и создать безопасное государство для белых. Около 70 000 членов этой организации в течение многих месяцев распределялись на группы и планировали произвести нападения на участников движения Black Lives Matter, стрелять по демонстрантам и полиции, чтобы спровоцировать расовую войну.
Потребовалось как минимум две смерти, несколько огнестрельных ранений и предотвращение ряда терактов с использованием взрывчатки, прежде чем модераторы удалили группу Boogaloo Boys в Facebook. Генеральный директор компании извинился, назвав это «операционным промахом». «Невольно возникает вопрос, а что произойдёт, если, предположим, через два месяца Трамп объявит себя в сети Facebook победителем выборов до подсчёта пришедших по почте голосов? – спрашивает Жюльен Ле Бо.
Тем более, что существует разница между Цукербергом-владельцем компании, который любой ценой борется за рост прибыли и для которого нет ничего ценнее свободы слова, и тем человеком, который недавно потратил 300 миллионов долларов на подготовку наблюдателей для президентских выборов». Осознание возможности создателя этого интернет-чудовища могут вызвать головокружение. Обладая 60 % голосов в совете директоров, этот 36-летний мужчина управляет 2,5 миллиардами пользователей, из которых более 40 % считают социальную сеть основным источником информации.
При этом Цукерберг очарован римскими императорами, особенно Августом, который, по его мнению, «подарил людям двести лет мира». Кстати, своих дочерей миллиардер назвал Максимой и Августой. Этот имперский тропизм вполне объясняет, почему Цукерберг так мало заботится о демократии. «Его гигантская машина по сбору данных и управлению информацией вышла из-под контроля своего создателя, – резюмирует Жюльен Ле Бо. – Но Марк Цукерберг по-прежнему убеждён, что объединение людей с помощью технологий делает их счастливыми, а значит, приносит пользу».
Источник: L`Humanite