додому Поточні новини Итоги недели на оккупированных территориях востока Украины: новые “миротворческие планы”, силовая вертикаль...

Итоги недели на оккупированных территориях востока Украины: новые “миротворческие планы”, силовая вертикаль в ОРЛО и деятельность “Внешторгсервиса”

43

Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК

План Сайдика. Реакции боевиков и их кураторов из РФ, и отказ от дальнейших комментариев

На прошлой неделе австрийским изданием “Kleine Zeitung” было опубликовано интервью спецпредставителя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартина Сайдика, где дипломат говорил о неком новом плане, призванном заместить собой Минские соглашения.

Значительным недостатком Минска Сайдик назвал тот факт, что Минские соглашения так никогда и не были ратифицированы “ни российским, ни украинским парламентами” и заявил, что необходимо добиваться чтобы новый рамочный договор был ратифицирован парламентами двух государств. Однако Минск-2 не может в принципе претендовать на то, чтобы быть ратифицированным, ведь стороны конфликта в нем названы некорректно: в качестве второй стороны фигурируют “формирования отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины”, а не РФ. Тем любопытнее выглядит оговорка Сайдика о ратификации соглашений со стороны России, правда, спецпредставитель поспешил исправиться и добавить, что “представители отдельных районов должны участвовать в диалоге”, что сводит разницу между Минском-2 и предполагаемым новым планом на нет. При таком обозначении сторон конфликта не имеет значения ни ввод миротворцев ООН, ни их параллельная деятельность с ОБСЕ под общим командованием. Сайдик также предположил, что будет создано Европейское агентство по реконструкции, аналогичное балканскому. Но отверг в качестве модели другой балканский опыт, активно продвигаемый в Украине – реинтеграцию хорватского Подунавья.

Кроме того, предложенный Сайдиком подход предполагает, что центральным элементом урегулирования будут местные выборы. Но каким именно образом можно проводить местные выборы до тех пор, пока нет реально работающих механизмов прекращения огня – спецпредставитель ОБСЕ не уточняет. Слова о прекращении огня фигурируют в интервью лишь единожды – и то, в предисловии издания.

Впоследствии концепция Сайдика была пересмотрена им же самим во время встречи в ТКГ: Минск снова был назван “безальтернативной базой для урегулирования”, а свой план, изложенный в интервью, спецпредставитель комментировать отказался.

Алексей Чеснаков, постоянно озвучивающий публично позиции Суркова, назвал план Сайдика “пустышкой” и заявил, что это скорее предложение ради самого предложения, чем реально существующая возможность приблизиться к урегулированию. У Суркова настаивали на безальтернативности Минска, что было проговорено и представителями псевдореспублик.

Интервью Волкера. Имплементация Минска и перспективы Нормандского формата

30.01.2019 Курт Волкер дал эксклюзивное интервью украинскому телеканалу “Прямой”, в котором высказал свое отношение к плану Сайдика и перспективам урегулирования как таковым. По мнению Волкера, план Сайдика должен рассматриваться лишь как платформа для имплементации Минских соглашений, речь не идет об их замене. Спецпредставитель Госдепа США также отметил, что для того, чтобы предложение Сайдика могло воплотиться в жизнь, необходимо согласие РФ на развертывание миротворческого контингента, прекращение насилия и вывод своих же собственных войск, после чего возможно начало миротворческой операции ООН.

Тем не менее, очевидно, что РФ не пойдет на это в обозримом будущем, а согласие РФ на миротворческое присутствие на Донбассе должно заставить сильно насторожиться. РФ может дать согласие на тот план, который уже ранее озвучивался российской стороной в рамках формата Сурков-Волкер: поэтапное продвижение миротворцев к украино-российской границе в обмен на выполнение политической части Минских соглашений, что категорически неприемлемо для Украины. Или согласиться на такие условия работы переходной администрации, которые будут предполагать фактическое встраивание квазигосударственных образований обратно в Украину, без адекватной модели правосудия для оккупированных территорий. При нынешней расстановке сил миротворцы ООН не смогут хоть сколь-нибудь существенно изменить картину конфликта.

Свою роль и роль США Курт Волкер в первую очередь видит в разъяснении происходящего в ОРДЛО: он отдельно подчеркнул, что на Донбассе нет этнического конфликта, “это не про коренные народы, и не гражданская война. Это РФ создает конфликт, имея 100% контроль над вооруженными силами и их командованием”. По мнению переговорщика, за время его работы, ответственность РФ стала куда очевиднее, чем была раньше.

Дипломат акцентировал внимание на изменениях в украинской армии: по его мнению, на момент начала конфликта Украина могла противостоять только так называемым “республикам”, а не регулярным вооруженным силам РФ, что и привело к подписанию Минска. Однако очень трудно согласовать это утверждение Волкера с мыслью, высказанной им же в рамках того же интервью: если это не гражданская война, то о каких “республиках” в принципе может идти речь? Изначально существовали только подконтрольные РФ формирования и организации, выполнявшие ее волю, при непосредственном участии российских военных специалистов и инструкторов. Налицо попытка укрепления мифа о “безальтернативном Минске”, без которого снова начнется эскалация. Но ранее Волкер сам сказал о том, что с помощью Минска огонь прекратить не удавалось.

Также Курт Волкер заявил, что запланирована встреча в рамках Нормандского формата в Париже, хотя последний разговор в таком формате был непродуктивен.

Высказывания Чеснакова на российском телевидении о Минских соглашениях

Алексей Чеснаков повторил свою мысль о Минских соглашениях, высказанную ранее в комментарии к плану Сайдика, во время пропагандистской передачи “60 минут” от 30.01.2019. По словам директора Центра политической конъюнктуры, гарантией безопасности станет только “представление у Донбасса того, что он будет иметь свои полностью реализуемые на Украине политические права. Если Украина такие права Донбассу предоставлять не будет – он никогда не будет частью Украины. Никакого украинского флага над Донбассом без выполнения Украиной соглашений не будет”. Т.е. у Суркова продолжают настаивать на реализации политической части Минских соглашений в обмен на безопасность, хотя совершенно очевидна абсурдность подобного предложения: никаких волеизъявлений под огнем не может быть в принципе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ

Обстрел ритуального автобуса и кладбища в Чермалыке

02.02.2019 украинская сторона СЦКК сообщила об обстреле ритуального автобуса в Чермалыке. Во время похорон, проходивших днем в населенном пункте, боевики, подконтрольные РФ, открыли огонь по автобусу с покойником. Было зафиксировано несколько сквозных пулевых пробоин на правой стороне автобуса. Как утверждают в СЦКК, пули только чудом не задели пассажиров.

По прибытию на кладбище гроб с покойным и троих гражданских оставили на месте, чтобы предать тело земле. Водителю автобуса удалось вывести машину из-под обстрела и вернуться в безопасное место. Уже после этого российские наемники продолжили обстреливать кладбище.

Украинская сторона СЦКК осудила действия оккупационной администрации и формирований РФ. Боевики продолжают нарушать все существующие нормы международного гуманитарного права.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Деградация промышленности в ОРДЛО. Продолжение

После случая обрушения кровли на Алчевском металлургическом комбинате, о котором мы писали ранее, подобные инциденты повторились на других промышленных объектах: 28.01.2019 на Горловском машиностроительном заводе обрушились стены ремонтно-механического цеха. Так называемый “глава администрации Горловки” Иван Приходько сообщил, что под завалами было обнаружено тело слесаря-ремонтника 1955 года рождения. Еще неделей ранее, 21.01.2019, обвалилась крыша Дебальцевского завода металлургического машиностроения в цехе металлоконструкций, под завалами погибла крановщица, и еще несколько рабочих получили травмы.

КОММЕНТАРИЙ:

Российская сторона не намерена соглашаться ни на какую другую основу для урегулирования помимо Минских соглашений, так как именно этот “документ” помогает ей дистанцироваться от своей собственной реальной роли в конфликте. А культ миротворцев ООН, которые должны принести мир на ныне оккупированные территории, полностью несостоятелен до тех пор, пока в рамочном документе для урегулирования не будет правильно определена роль РФ.

Очевидно, что Минские соглашения не справляются с ролью рамки конфликта, так как обстрелы ведутся постоянно, т. е. данные соглашения игнорируются боевиками, подконтрольными РФ, уже с первого пункта. Причем обстреливаются не военные, а гражданские объекты и непосредственно гражданские лица.

Оккупационная администрация ОРДЛО, как и управление ЗАО “Внешторгсервис”, не справляются с возложенными на них функциями и умудряются губить людей даже вне боевых действий: деградация промышленности на оккупированных территориях достигла ужасающих масштабов. Предстоящая реинтеграция оккупированных территорий будет крайне дорогостоящим и трудоемким процессом из-за сегодняшней халатности боевиков.

План Медведчука. Автономный регион Донбасс”

Во время съезда “Оппозиционной платформы – за жизнь” Виктор Медведчук, “главный и безальтернативный переговорщик в рамках Минского формата” по версии подконтрольных РФ боевиков, представил свою концепцию урегулирования. Она заключается в создании некого новообразования – “автономного региона Донбасс”, что, по мнению автора концепции, не противоречит ни Конституции Украины, ни Минским соглашениям. Но на деле это не так: в частности, п. 11 Минска-2 гласит, что дальнейшее взаимодействие оккупированных территорий и территорий Украины будет предполагать децентрализацию и принятие постоянного законодательства об особом статусе. Но есть одно и еще одно “но”: все это должно было быть сделано после прекращения огня, отвода войск и (прямая цитата из Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, п. 11) “до конца 2015 года”. Здесь так или иначе возникают вопросы не только к так называемому “переговорщику №1”, который любит бравировать своей склонностью “говорить на языке документов”, но, видимо, так и не удосужился внимательно прочесть Минские соглашения, но и ко всем тем, кто так любит рассказывать о “безальтернативности” данной платформы.

Кроме того, Медведчук заявил, что договориться можно только в четырехугольнике – “Донецк-Луганск-Киев-Москва”.

“Порошенко говорит, что ключ от мира находится в Кремле. Знаете, он прав – это действительно так. Но в зависимости от него и других, которые рвутся к власти, мы не просто знаем, где этот ключ, и знаем, где находятся двери, к которым подходит этот ключ”, – заявил Медведчук во время своего выступления.

Все эти высказывания встретили горячую поддержку некоторых полузабытых “героев русской весны”, вроде опального Ходаковского, заявившего о том, что Медведчук может стать для ОРДЛО “тройным смотрящим” – перед Украиной, ОРДЛО и РФ.

Очередные назначения в “ЛНР”. Передача новых полномочий “МГБ”

Сепаратистский ресурс “Исток” сообщает, что 24.01.2019 Пасечник освободил Владимира Герасимчука от должности “министра транспорта и инфраструктуры” и назначил вместо него Александра Басова, своего соратника по так называемой “МГБ ЛНР”. Непосредственно перед своим новым назначением на место Герасимчука Басов был “замминистра госбезопасности ЛНР”. Как ранее сообщала “Реальная газета” (со ссылкой на соцсети и локальные телеканалы), Герасимчук не хотел смиряться с предстоящей отставкой, и намеревался обращаться к “московским кураторам”, но, если вспомнить предшествующий контекст существования Луганской псевдореспублики, исход был предопределен: так называемая “ЛНР” – вотчина ФСБ, и никаких шансов у людей, которые по тем или иным причинам не устраивают ее ставленников (коими и является так называемая “МГБ” со всеми своими “чиновниками”) и быть не могло.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ

Активность СК РФ по поводу смерти боевика Валерия Иванова

Спустя месяц после непосредственной доставки тела умершего в украинской колонии наемника Валерия Иванова обратно на родину, в Северодвинск, Следственный комитет РФ возбудил дело по статье 111 УК РФ, “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего”. В РФ уверены, что дело именно в “пытках”, так как вскрытие обнаружило переломы ребер и закрытую черепно-мозговую травму. Но все описанные травмы вполне укладываются в логику официальной причины смерти, приведенной украинскими правоохранителями ранее.

Сепаратистские “СМИ” уже успели обвинить лично Ирину Геращенко в произошедшем, приводя в качестве доказательства слова неких “ветеранов Афганистана и писателей” и других лиц, которые, очевидно, имеют крайне отдаленное представление о реальных действиях РФ, все это время игнорировавшей требования украинской стороны обменять граждан РФ на узников Кремля.

Противодействие работе ОБСЕ со стороны боевиков

Украинская сторона СЦКК сообщает: вооруженные формирования РФ и ее наемники в ОРДЛО запрещают наблюдателям СММ ОБСЕ находиться на подконтрольных им объектах и территориях, тем самым де-факто срывая работу миссии.

По данным отчета СММ ОБСЕ, опубликованного 01.02.2019, были зафиксированы факты ограничения доступа к участкам, прилегающим к границе с РФ, в районах на юго-востоке от Луганска.

На пункте пропуска на границе с РФ в Изварине двое наемников в очередной раз, ссылаясь на “отсутствие разрешения у миссии на пребывание на КПВВ”, приказали международным наблюдателям покинуть данный район. Похожие ситуации уже неоднократно имели место, что отражено во многих отчетах миссии, в том числе и от 15.01.2019, и 25.01.2019.

Помимо этого, на пешеходном пункте пропуска на границе с РФ неподалеку от Северного наемник РФ в очередной раз приказал патрулю миссии, который проводил верификацию гражданского населения, немедленно покинуть данный район. Аргументация боевиков способна поразить даже тех, кто привык к логике оккупированных территорий и российских наемников: по их словам, якобы, “между ЛНР и ОБСЕ нет сотрудничества”. А как же тогда “безальтернативный Минск”, к которому то и дело апеллирует то “министр иностранных дел молодой демократии”, то сам “глава”?

КОММЕНТАРИЙ:

То изобилие “новых мирных планов”, которое приходится видеть сегодня – лишь начало. Множество представителей ЕС, ОБСЕ, РФ и ее ставленников непосредственно в Украине будут стремиться представлять свои “варианты урегулирования”, опираясь на все тот же “безальтернативный Минск”. Но, очевидно, в их понимании Минские соглашения – это нечто решительно иное, чем Комплекс мер, текст которого есть в открытом доступе. Все эти годы с ним можно было беспрепятственно ознакомиться, чего, судя по высказываниям, так и не сделало большинство ссылающихся. Там нет и никогда не было ни слова об “автономных регионах”, не упоминаются и “ДНР” и “ЛНР”. Но самое главное – данные соглашения не работают и не работали, начиная с первого же их пункта, предполагающего прекращение огня.

Подтверждением этому является почти завершившееся оформление силовой вертикали в ОРЛО. Именно выходцы из так называемых “силовых ведомств” псевдореспублики будут занимать все более выгодные позиции, если нынешняя ситуация с доминированием ФСБ как куратора этих территорий будет сохраняться.

Источник: depo.ua