Бердянск. 22 октября 2015 года (ПолитКом, Марина КОТКО, фрилансер). Нешуточная битва за голоса избирателей развернулась в курортном городе Бердянске (Запорожская область). Технологии «черного PR», которые здесь используют, отличаются особенной агрессивностью и масштабностью действий.
Нам стало известно, каким образом один из кандидатов на должность мэра планирует проконтролировать скупку голосов избирателей. Бердянцам-участникам «сетки», которые уже получили по 500 гривен за «правильное» голосование, раздали листовки, замаскированные под анкету экзит-пола.
Каждая анкета снабжена индивидуальным штрих-кодом, в котором зашифрованы личные данные избирателей, согласившиеся продать свой голос. На выходе из участка эти избиратели должны будут бросать заполненную анкету в бокс представителей ОО «За честные выборы». У каждого избирателя есть карточка с изображением представителя липового экзит-пола, который закреплен за тем или иным участком.
Таким образом, 25 октября уже к 10 утра политическая сила, которая планирует скупить голоса избирателей, сможет подсчитать процент тех, кто «правильно» проголосовал. В зависимости от этого, они смогут использовать другие махинации с бюллетенями или отказаться от них, если купленных голосов будет достаточно для победы. По инсайдерской информации, в базе скупщиков голосов находятся паспортные данные 20 тысяч жителей Бердянска, которые согласились продать свой голос.
Один из избирателей согласился рассказать об этой схеме и дал сфотографировать, как будет выглядеть анкета. Также, он анонимно рассказал, что он должен отметить в бюллетене кандидата на пост городского головы Владимира Чепурного и проголосовать за кандидатов в обл. и горсовет от партии «Наш Край».
Согласно данным Главного управления статистики в Запорожской области, население Бердянска по состоянию на 1 января 2015 года составляло 112 тысяч человек.
Это не первое использование технологий «черного PR» в Бердянске. Неделю назад, 13 октября, в Бердянске был устроен газовый коллапс, в результате которого город на пять дней остался без «голубого топлива». Дата диверсии была выбрана таким образом, чтобы действующего мэра Алексея Бакая не было в городе. Согласно рабочему графику, он должен был лететь в Брюссель, на выставку энергоэффективных технологий. Мэр отменил поездку за два дня до вылета.
Пользуясь тем, что в квартирах большинства бердянцев установлены газовые печи, и они не могут приготовить еду, партия «Наш край» развернула полевые кухни, где кормили всех желающих, попутно раздавая агитационно-пропагандистскую продукцию.
Еще одной предвыборной технологией стало расклеивание по городу листовок с указанием мобильного номера мэра. В результате личный телефон мэра оказался заблокирован звонками горожан. В то же время, Алексею Бакаю не могли оперативно дозвониться руководители компаний и организаций, которые занимались ликвидацией аварии.
На должность городского головы Бердянска баллотируется 27 человек. По оценкам социологов, самый большой рейтинг – у действующего мэра города Алексея Бакая. В то же время, аналитики отмечают, что после «газовой диверсии» Алексей Бакай потерял несколько пунктов.