додому Економіка Юрий КОРОЛЬЧУК: Вместо прямой приватизации имущества ГТС правительство Украины предлагает квазиприватизацию, замаскированyю...

Юрий КОРОЛЬЧУК: Вместо прямой приватизации имущества ГТС правительство Украины предлагает квазиприватизацию, замаскированyю под аренду

70

5Киев. 3 июля 2014 (ПолитКом).Кабинет министров Украины предложил Верховной Раде принять законопроект, который позволяет сдавать в аренду магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины. Об этом говорится в законопроекте «О реформировании системы управления единой ГТС Украины» (№ 4116).Комментирует член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК.

Оптимальными условиями функционирования ГТС Украины является ее сохранение в государственной собственности и дальнейшее управление магистральными газопроводами и подземными хранилищами исключительно государственной компанией. В таком случае Украина будет монопольно получать доходы от транзита и хранения газа, а не терять прибыль и делиться с другими компаниями.

Если же речь идет о приватизации ГТС Украины, то она может способствовать поиску инвестора для модернизации ГТС и увеличению транзита газа в ЕС. Также это позволит сохранить Украину в будущем значение главного транзитера российского газа для Европы.

Но, как говорят, благими намерениями вымощена дорога в ад. Вместо прямой приватизации имущества ГТС (магистральные газопроводы и подземные хранилища ) правительство Украины в законопроекте предлагает квазиприватизацию, которая замаскирована в виде аренды.

Наибольшей проблемой такого предложения правительства является то, что управляющая компания ГТС Украины компания « Нафтогаз Украины » находится в плачевном финансовом состоянии. Только дефицит бюджета «Нафтогаза» составит в 2014 году около 6-7 млрд. долларов. И кредитный портфель «Нафтогаза» перевалил уже за отметку в 9 млрд. долл. С кредитами, которые выделены на погашение долга за газ перед Россией, эта сумма возрастет до 11 млрд. дол.

Это означает, что правительство будет предлагать арендовать компаниям ЕС и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах. В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в ЕС.

На самом деле, нужно было бы для начала финансово оздоровить «Нафтогаз», вывести магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины на уровень прибыльности.

Сегодня магистральными газопроводами пользуется только российский «Газпром». В подземных хранилищах газ хранит только Украины. Как можно говорить о рыночности и привлекательность этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?

Наконец, если ГТС будет находиться в аренде, то в частной компании не будет мотива инвестировать средства в модернизацию «чужого» объекта.

Не меньшей проблемой является то, что решение правительства Украины разрешить скрытую приватизацию ГТС играет на руку России и непосредственно «Газпрому». Принятие данного законопроекта будет способствовать «Газпрому» в реализации его намерений построить «Южный поток», который должен частично заменить ГТС Украины.

Также похоже, что в правительстве не понимают, что ни один инвестор из ЕС и тем более с США не способен гарантировать или даже увеличить транзит газа через территорию Украины. Ведь для этого придется в любом случае договариваться с Россией. Нетрудно прогнозировать, что после того как в законопроекте показательно в список инвесторов не включили Россию, то в будущем Украина может ожидать еще не одна «газовая война».

К тому же, такое решение является удивительным, по крайней мере, с одной причины. ГТС Украины осуществляет транзит в ЕС исключительно российского газа – на 100 %. И в последующие десятилетия альтернативы не будет.

К сожалению, принятие законопроекта преследует прежде популистскую цель – доказать общественности, что Украина стала на путь евроинтеграции.

При этом такой шаг не даст практического результата. Принятие законопроекта не решает главной проблемы ГТС – гарантии объемов транзита газа, закрепление Украины как транзитного центра ЕС, появления стратегического инвестора. Скорее, все как раз наоборот. Более того, следствием такого решения в будущем станет сокращение объемов транзита российского газа через Украину в ЕС с нынешних 83 до 40-50 млрд. куб. м

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я