додому Економіка В условиях повышенного спроса крупнейшие фармацевтические компании заботятся о своих прибылях

В условиях повышенного спроса крупнейшие фармацевтические компании заботятся о своих прибылях

209

Манипуляции вокруг классификации медикаментов, демпинговые цены, отказ делиться технологиями… Гиганты фармацевтической индустрии извлекают пользу из борьбы против коронавируса и не желают ничем жертвовать.

Рентабельность 35 крупнейших фармацевтических компаний более чем в два раза выше, чем в других отраслях экономики. Только с 2000 по 2018 год их прибыль составила 8,6 триллионов долларов. Стремление корпораций к максимизации прибыли и навязанная ими всему миру система авторских прав и интеллектуальной собственности тормозят обмен технологиями и скорость разработки новых лекарств. Мировой эпидемиологический кризис с новой силой высветил противоречие между общим интересом и алчностью Биг Фармы, стремящейся воспользоваться ситуацией для того, чтобы диктовать миру свои условия. Установление монопольной цены на критически необходимые препараты, на порядок превышающей себестоимость, ставит под угрозу миллионы жизней во всём мире.

Манипуляции вокруг классификации медикаментов, демпинговые цены, отказ делиться технологиями… Гиганты фармацевтической индустрии извлекают пользу из борьбы против коронавируса и не желают ничем жертвовать.

Невидимая рука рынка, слишком занятая присвоением общего достояния, не спасёт мир от пандемии, вызванной новым коронавирусом. На фоне поступающей из разных регионов планеты информации об истощении запасов защитных средств, диагностических тестов и лекарств, только одна сфера не испытывает сложностей: речь идёт о компаниях группы Big Pharma (так принято называть гигантов фармацевтической промышленности). По данным исследования, опубликованного в начале марта в престижном американском научном журнале Journal of the American Medical Association, 35 крупнейших транснациональных корпораций этой отрасли, чья рентабельность вдвое выше, чем у аналогичных по масштабам предприятий в других сферах экономики (76,5 % против 37,4 %), за период с 2000 по 2018 годы получили астрономическую прибыль в размере 8 600 миллиардов долларов (7 770 миллиардов евро). При этом размер инвестиций в исследование коронавирусов, по данным австралийского аналитического центра Policy Cures Research, выглядит очень незначительным: за последние годы во всём мире на эти цели было истрачено, по разным оценкам, от 24,5 до 45,5 миллиона евро.

В условиях эпидемии Covid-19 к некомпетентности властей, явно запоздавших с принятием адекватных мер, а теперь вступивших в беспощадную гонку, кто предложит наиболее исключительные средства, добавляется беспечность крупных фармацевтических холдингов, которые получают прибыли главным образом от производства патентованных лекарств против рака и диабета, но совершенно упустили из виду разработку и производство медикаментов для лечения инфекционных болезней, так как в краткосрочной перспективе эта работа явно выглядит не столь прибыльной… В середине марта, когда пандемия перекинулась на Европу и США, крупнейшие фармацевтические компании, похоже, обратили внимание на эту тему, но нисколько не ограничили свои непомерные финансовые аппетиты и не сделали ни одного шага во имя общего блага в мировом масштабе, заботясь о соблюдении священного права интеллектуальной собственности. Это касается как диагностических тестов и потенциальных препаратов для лечения коронавируса, так и вакцин …

Правительства многих стран неустанно сулят развернуть в ближайшем будущем массовую кампанию по диагностике коронавируса. Например, в ФРГ собираются проводить по 500 000 тестов в неделю, а в Великобритании обещают произвести 3,5 миллиона тест-систем для самостоятельного применения, которые позволят обнаружить антитела к вирусу и таким образом определить, был ли человек заражён. А тем временем дефицит диагностических средств остро ощущается во многих странах: не хватает ферментов, используемых в качестве реактивов, налицо и недостаток материалов, применяемых для извлечения элементов генетического материала этой болезни. Однако вместо того, чтобы поделиться своими знаниями и открыть доступ к технологиям, которые обеспечили бы возможность производить всё необходимое в должных количествах, транснациональные корпорации пытаются диктовать свою политику в сфере здравоохранения даже в тех случаях, когда она противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о массовом применении тест-систем.

Например, в конце прошлой недели действия швейцарского фармацевтического гиганта Roche вызвали бурю негодования в Нидерландах. В этой стране большинство биомедицинских лабораторий используют аппараты замкнутого цикла и компоненты, производимые только компанией Roche, а она, по данным голландской прессы, смогла поставить своим партнёрам всего 30 % от общего объёма заказанного вещества. Через несколько дней после публикации формулы тридцатилетней давности, и потому непригодной сегодня, компания Roche всё же обеспечила голландским лабораториям доступ к химической формуле, необходимой для производства тестов, однако в гневном письме её представители не преминули отметить: «Каждая система здравоохранения должна разработать свою стратегию, в которой приоритет отдавался бы диагностическим тестам, сопутствующим материалам и терапевтическим средствам. Мы настоятельно рекомендуем использовать тест-системы только для пациентов с явными симптомами болезни».

Ещё более важная роль в производстве тестов и потенциальных медикаментов для лечения коронавируса отводится вопросу об обеспечении доступности этих средств и их умеренной цены, что исключило бы возможность любых спекуляций со стороны фармацевтических холдингов. Но и в этом отношении имеющаяся информация о действиях компаний Big Pharma не внушает оптимизма. Калифорнийское предприятие Cepheid недавно получило от властей США лицензию на поставку в больницы теста для выявления Covid-19, дающего результат уже через 45 минут, но для самых бедных стран стоимость такого теста составляет 20 долларов, хотя, по данным ВОЗ, его себестоимость не превышает 3 долларов… «Сейчас, в разгар эпидемии, неуместно проводить аукционы для выяснения самой высокой цены, на которую согласится рынок, – отметил эксперт группы по обеспечению доступности медикаментов в организации «Врачи без границ» Стин Деборгрив. – Мы понимаем, насколько важное значение имеет диагностика во время пандемии, и потому тесты должны быть доступны во всех странах…»

На сегодняшний день есть одна фармацевтическая компания, которая выделяется на фоне других и постоянно получает критические замечания в свой адрес. Речь идёт об американском предприятии Gilead, чьё лекарство «Ремдезивир», разработка которого велась на государственные средства, наряду с хлорохином и другими препаратами сейчас проходит клинические испытания (как и европейский Discovery, создание которого финансировалось из государственных фондов и который не далее как в середине марта ВОЗ объявила «единственным медикаментом, способным доказать свою эффективность»). В этих условиях, сулящих прибыль, калифорнийская транснациональная компания в начале прошлой недели получила от администрации Трампа подтверждение того, что её противовирусный препарат «предназначен для лечения орфанных заболеваний», что закрепляет её эксклюзивные права на эту разработку. В ответ на протесты со стороны общественности и Берни Сандерса, выразившего резкое недовольство этим «возмутительным» решением, руководство компании Gilead, получившей известность после небывалого взвинчивания цен на препараты для лечения гепатита С и ВИЧ, недавно отказалось от полученной привилегии. Но на сегодняшний день нет никакой уверенности в том, что она откажется и от своих первичных патентов, которые в случае успешного завершения клинических испытаний позволят ей запретить производство дженериков до 2031 года.

На фоне проблем, вызванных пандемией, возобновилось движение за обеспечение доступности медикаментов для всех и по приемлемым ценам. В целом ряде государств (Чили, Эквадор, ФРГ, Канада) применяются законодательные нормы так называемого обязательного лицензирования, призванные гарантировать доступ к патентованным средствам для лечения коронавируса, в случае если он будет затруднён… Власти Коста-Рики через ВОЗ предложили предоставить в общее пользование права на все медицинские технологии, необходимые для профилактики, выявления и лечения Covid-19. При этом ВОЗ должна перераспределить права интеллектуальной собственности и все прочие элементы, необходимые для быстрого создания и регистрации таких технологий, с учётом глобальных потребностей. «Переживаемый нами сегодня санитарный кризис беспрецедентного масштаба сделал очевидными все пороки существующей системы фармацевтического производства и потребовал принятия мер, выходящих за пределы логики «business as usual»», – говорится в сообщении швейцарской платформы Public Eye, которая вместе с 70 другими неправительственными организациями из разных стран мира поддерживает обращение Коста-Рики к руководству ВОЗ. Правительства должны действовать сообща, чтобы добиться адекватного распределения будущих медикаментов и вакцин и установления приемлемых цен на эти препараты. А фармацевтической промышленности следовало бы отказаться от эксклюзивных прав и защиты коммерческой тайны».

ИСТОЧНИК: Тома Ламайё, L’Humanite

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я