додому Економіка Украина 2024. Сценарии развития экономики и государственных финансов

Украина 2024. Сценарии развития экономики и государственных финансов

138

Даниил МОНИН

Я не знаю кто станет Президентом нашей страны и как сложится будущее. Но я уверен, что если не моделировать будущее, никогда не получишь политиков, способных не только смотреть стратегически, но и делать осознанные шаги вперёд к развитию экономики нашей страны.

Я помню 2015 год, когда у нас был шанс резко изменить бизнес климат в стране и запустить радикальную налоговую реформу. Но этот шанс не был использован и система откатила либерализацию 2016 года.

Я помню обвинения нашей команды Министерством Финансов с мемом ‘У Вас дыра 200 млрд’ , на которую мы не смогли качественно ответить.

Но это заставило меня 3 года трудиться и изучать гос. Финансы. Сначала на уровне анализа факта, а потом, когда уровень поднялся, я также стал заниматься прогнозированием гос. финансов на будущее. Огромным толчком к этому послужила моя 6-ти месячная работа над проектом ‘Свободная экономика’ в 2017 году.

И вот спустя 1.5 года я представляю Вам свой новый труд – Сценарии развития экономики и государственных финансов до 2024 года. Она делалась специально на следующий политический цикл 5 лет, чтобы сформировать видение у политиков на альтернативный сценарий развития страны, с постепенной либерализацией бизнес-среды и снижением налоговой нагрузки на экономику, в условии соблюдения ограничений, что расходы государства должны быть не меньше чем в базовом сценарии развития. Как альтернативу можно рассматривать кредит jora credit

Проведя расчёты, я готов сформулировать несколько тезисов на 2019 и последующий политический цикл на 5 лет вперед:

1) в условиях отсутствия изменений в экономической политике, Украинская экономика в ближайшие года будет подвержена девальвации, управляемой НБУ. Я считаю, что её уровень будет 6% в год и это будет снижать риски глубокой девальвации при наступлении кризиса. Этот уровень может колебаться в зависимости от параметров роста нашего экспорта, но средний темп такой. В тоже время экономика будет расти быстрее и это будет увеличивать нашу экономику в долларовом эквиваленте несмотря на девальвацию.

2) Украина имеет все шансы и возможности вырасти в ближайшие 5 лет в 2 раза в долларовом отношении, если мы перейдём на Инвестиционный режим развития. В тоже время такой переход требует как смены доверия внешних инвесторов к внутренней бизнес-среде так и снятия ограничений системного характера и стимулирования внутренних инвестиций. При таком сценарии средняя зарплата в стране может вырасти с текущих 315 до 650-750 долларов к 2024 году.

3) Важнейшей составляющей роста экономики, при высоких кредитных ставках, есть повышение прибыльности ведения бизнеса в Украине и стимулирование удержания капитала в Украине. И поэтому запуск налога на выведенный капитал на замену налога на прибыль есть первоочередной задачей, работающий по обоим ограничениям. И это не о льготах бизнесу, а об стратегии запуска экономического роста.

4) Снизить налоговую нагрузку до 29% ВВП за пятилетний цикл возможно, но для этого необходимо выйти на уровень роста экономики в 10% в год. В целом снижение нагрузки на 2% в год это рабочий график. Подобную методику в 80-х годах применял Китай, когда рос по 10% в год.

5) Платить достойные пенсии можно исключительно через сильную экономику. Долларовый рост экономики стимулирует долларовый рост пенсий. И это работает даже при снижении налоговой нагрузки. При этом не важно проведём мы пенсионную реформу или нет. Государство в любом случае будет ещё долгое время содержать всех пенсионеров и выплаты 700 млрд гривен на пенсии в 2024 году с бюджета страны, а не Пенсионного фонда меня не пугают. Это вопрос роста экономики и балансирования государственных финансов на уровне всей страны.

6) Считаю что 2019 год для Министерства Финансов будет лёгким. Несмотря на пик выплат по внешним Долгам, эти выплаты уже практически покрыты взятыми кредитами и задачей Минфина в 2019 году есть обеспечение покрытия выплат в 2020 году. А Сводный бюджет имеет запас в доходах на уровне 30-40 млрд, что позволяет с меньшим дефицитом, чем заложено в первичном плане выполнить бюджет, даже несмотря на возможно проблемные субсидии ЖКХ. Подобная ситуация благоприятствует окну возможностей после завершения политического процесса в 2019 году. Документ уже содержит обновлённый прогноз консолидированного бюджета страны на 2019 год с учётом цифр принятого бюджета 2019, а также прогнозы на последующие года с учётом цифр бюджета 2019.

7) Чем выше рост экономики, тем меньше разговоров Об МВФ. Украина имеет все шансы к 2024 году сократить уровень своего гос. долга ниже 40% ВВП. В тоже время без изменений в экономической политике, я прогнозирую, с большой вероятностью, увеличение ставок некоторых налогов в ближайшие 5 лет. Но это вопрос стратегического выбора политической элиты.

Полный объем документа – более 50 листов, который содержит 40 графиков и 27 таблиц можно ознакомится тут.
https://www.slideshare.net/DaniilMonin/2024-126430365

Для свободного распространения!

PS. Данная работа проводилась исключительно на волонтерских началах в течение последних 3-4 месяцев. Если у Вас возникнет желание отблагодарить автора, то это можно сделать на карточку Приват 5168 7551 0018 3496