Главная Политика ТАСС уполномочен оболванить

ТАСС уполномочен оболванить

602
Фото - rusnext.ru

Киев, 17 мая 2016 года (Детектор.Медиа, Игорь СОЛОВЕЙ). Российские информагентства: какое им дело до Украины

Первая часть исследования о работе российских государственных информационных агентств — РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС — была написана мною еще в апреле 2013 года, до Евромайдана и военной агрессии России против Украины (оккупации Крыма, захвата Донбасса и террористической войны в разных областях Украины). Но и тогда четко просматривался курс российских информагентств на информационное доминирование в украинском информполе — чтобы эффективно «стимулировать» общественное мнение в пользу интересов России.

С началом же военных кампаний эти СМИ начали использоваться в соответствии с нуждами военного времени. А именно превратились в информационные подразделения Минобороны и спецслужб РФ.

Действующие сотрудники данных ИА, среди которых хоть и осталось много приличных людей, неохотно откровенничают о происходящем в своих редакциях — в силу специфики этих организаций, а также из-за царящей атмосферы в целом по России. Однако понять, как изменилась редакционная политика в этих ИА, позволяют рассказы сотрудников бывших.

От Совинформбюро к РИА«Новости» — и обратно

РИА «Новости» (ранее — АПН, а в момент основания — Совинформбюро) первыми на постсоветском пространстве успешно внедрили формат мультимедийности, превратившись таким образом из классического информагентства — поставщика новостей для профессионалов информрынка (ТВ, газет, журналов и сайтов), в полноценное СМИ, влияющее на умы конечного потребителя.

Гибкость и умение директора агентства Светланы Миронюк балансировать между интересами профессии и государственным «надо» позволили РИА завоевать доверие и авторитет у аудитории не только внутри России (тут и в святую табуретку, как показал опыт, верят), но и на Западе. Однако игра в объективность оказалась не вечной.

О произошедших метаморфозах наиболее четко рассказал экс-главный редактор сайта «ИноСМИ.ру» (структура РИА «Новости») Алексей Ковалев, который после своего ухода запустил блог «Лапшеснималочная», где и разоблачает фейки своих бывших работодателей.

В интервью он рассказал, что до 2013 года в государственных СМИ работать было не стыдно — «никто не требовал расписки в лояльности к Путину». Да и пропаганда, и информация существовали отдельно. «Но всё очень быстро изменилось. Это совпало с началом Евромайдана в Киеве, Крымом и полномасштабной войной на Донбассе», — говорит он.

После реформы — сведения РИА «Новости», Russia Today, «Голоса России» и прочих в холдинг «Россия сегодня» и пропагандой, и одновременно информацией стала руководить Маргарита Симоньян, главред того самого пропагандистского RT.

«Это она взяла издание, работой в котором я — и другие сотрудники РИА, уволенные после её прихода — гордился, и превратила самое уважаемое информагентство страны в такую же пропагандистскую помойку, как её Russia Today», — говорит Ковалев.

Что же конкретно изменилось в работе? В ленте РИА «Новости» начали появляться немыслимые раньше вещи, противоречащие принятым журналистским стандартам. «Например, за экспертов начали выдавать тех, у кого либо не было для этого оснований, либо кто в качестве эксперта сидел на зарплате. На RT и теперь есть набор людей, кочующих из передачи в передачу. Каждый раз они называются по-другому: журналист, аналитик, эксперт, писатель. На самом же деле они ни первое, ни второе, ни третье. Это может быть человек, который ни разу в жизни не выезжал из штата Миннесота, поёт в местном пабе, но его альтер-эго — эксперт по геополитике. И вот он выступает на Russia Today, рассуждая, как обустроить планету».

Кроме того, материалы западных изданий специально переписываются так, чтобы читатель не мог выстроить их иерархию по важности, и заявления в маргинальных источниках в его глазах смешивались с авторитетными газетами вроде The New York Times и Washington Post.

«Ещё они любят давать заголовки в стиле «СМИ сообщают». «СМИ: рейтинг Обамы падает», «СМИ: российское оружие самое мощное. Пентагон трепещет». Но из самой заметки выясняется, что это говорят не несколько изданий, а одно-единственное, и часто бывает, что это вообще не СМИ, а неизвестный блог», — говорит он.

«На сайте РИА «Новостей» теперь всё то же самое: фальшивые эксперты дают фальшивые комментарии, ссылаются на «зарубежные СМИ», которые не СМИ, а просто клубы интернет-воинов в шапочках из фольги, и так далее», — подчеркивает бывший сотрудник РИА.

«ТАСС уполномочен оболванить»

Не лучше дела обстоят и c бывшим ИТАР-ТАССом, который после возврата старого советского названия — ТАСС, вернул и советскую практику работы с информацией. ТАСС всегда был более закрытым и оттого более неповоротливым и консервативным, чем РИА «Новости»: это обуславливалось близостью к разным веткам советской, а потом российской властей. «В 80-е годы в заведение народ с улицы не брали. Кадровики из бывших сотрудников спецслужб отбирали претендентов (особенно в ГРИИ — главную редакцию иностранной информации) на стадии доучивания еще на 5-м курсе института, а потом начинали пробивать их досье. Существовало планирование набора кадров, стажировка в ГРСИ (годовая). И только после этого человек мог пополнить собой ряды ГРИИ», — рассказал в группе «Сотрудники и ветераны ТАСС» в Фейсбуке Андрей Грешнов.

В связи с этой консервативностью, как уже упоминалось в первой части исследования, ТАСС с 2012 года также постигло переформатирование — этот остававшийся в живых «динозавр» государственных СМИ надо было наконец-то поднять со дна до приемлемого современного уровня. И денег на это в администрации президента РФ не пожалели (правда, мотивы у замглавы АП Алексея Громова были не столько профессиональные, сколько личные — усиление ТАССа делалось в пику руководившей РИА «Новостями» Светлане Миронюк). И новая команда, перешедшая в ТАСС с пиарщиком Сергеем Михайловым из РЖД, начала массово переманивать специалистов из других изданий, причем целыми командами и отделами. Заманивали, естественно, высокими зарплатами.

Один из несостоявшихся сотрудников ТАССа (ушел после испытательного срока) Евгений Медведев написал длинный материал о своем опыте работы там. Текст большой, слегка эмоциональный, но содержащий и интересный фактаж:

«Хотя ТАСС и пытался работать по рыночном механизмам, статус госагентства обязывал отрабатывать пропагандистскую повестку, и с этим махина справлялась безупречно.

Три самых распространенных метода, применяемых ТАСС для оболванивания читателей, а попутно — журналистов других изданий: неточный перевод; цитирование зарубежных СМИ второго и третьего эшелона, подернутых желтым или скандальным флером; пиетет к прогосударственным спикерам и стойкое нежелание цитировать тех, кто может ответить емко, по делу и колко.

Нагляднее всего серые правила игры читаются в разделе «Международная панорама».

«Пентагон: ядерный потенциал КНДР остался на прежнем уровне после недавних испытаний», — пишет ТАСС. А теперь сравните с Reuters: North Korea nuclear test did not increase technical capability: U.S (Ядерные испытания не увеличили технические возможности Северной Кореи); «СМИ: пропавшие в Ираке граждане США были похищены шиитской группировкой», хотя в оригинальной статье, которую цитирует агентство, говорится: Iran-backed militia abducted Americans in Baghdad («Поддерживаемая Ираном милиция похитила американцев в Багдаде»). Ясное дело: КНДР и Иран — наши заклятые друзья: про них или хорошо, или никак. «Инициатива сенатора Пола по ужесточению визового режима в США в отношении РФ отвергнута», — пишет ТАСС 19 января 2016 года. Проблема в том, что этот законопроект забраковали еще 3 декабря 2015 года, и речь шла не только о России, но еще о 30 странах с «повышенным уровнем террористических угроз» и «джихадистским движением». В перечень попали Сирия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и еще 25 государств. Любопытно, почему в Вашингтоне не должны бояться российских радикальных исламистов после терактов братьев Царнаевых. ТАСС обожает недоговаривать, если новость играет против России, и сгущать краски, когда речь идет о Западе.

В начале марта 2014 в ТАСС позвонили из Минобороны, начальники замельтешили ошпаренными белками. Подошел коллега и шепотом передал то, что услышал краем уха. «Говорят, чтобы мы придумали, что наши корабли на рейде в Крыму» — «В смысле: придумали?» — «Ну, вот так: взяли и придумали!»

Лапшеснималочная

Из последних ярких примеров комплексной работы российской пропагандистской машины можно назвать страсти вокруг фильма ВВС о катастрофе МН17. РосСМИ начали массово перепечатывать сообщение РИА «Новостей», мол, наконец-то ВВС покажет правду — что «МН-17 был уничтожен украинским штурмовиком».

Журналист Виталий Портников, как никто знает «кухню» и особенности российского медиаполя: сам закончил журфак МГУ и долгое время работам в Москве. Он уверен, что это была настоящая «спецоперация, которая была проведена российскими СМИ — а значит, российскими спецслужбами — ДО выхода фильма Би-Би-Си», и ее целью было смягчить негативные последствия работы британских кинематографистов, перевернуть их выводы с ног на голову.

Главный вывод, который нужно отчеканить в каждой редакции украинского СМИ большими буквами и повесить на видном месте — не надо зависеть от российского информационного контекста и перестать доверять любой информации, которую произносят московские политики или журналисты.

«Если мы действительно хотим победить — в том числе и в информационной войне с наглым и лживым врагом — мы должны перестать доверять информации, продуцируемой российской журналистикой. Мы должны понять, что за редким исключением полулегальных демократических СМИ в России давно нет журналистики — есть пропаганда. И нет пропаганды — есть спецслужбы. Именно так — как к разведчикам и провокаторам — и нужно относиться к работающим на российскую власть нашим бывшим коллегам и всему, что они выдают в эфир», — говорит Портников.

В принципе, это и есть рецепт противодействии России в этой информационной войне, которую она ведет. И рецепт этот надо знать не только Украине, но и Западу, который менее адаптирован к российским манипуляциям.