додому ПОЛІТИКА Слишком много людей?

Слишком много людей?

73
naselenieВАНЕССА БЭЙРД

В молодости моя двоюродная бабушка, бойкая, миниатюрная женщина, хотела стать монахиней. Потом она познакомилась с одним фламандским поэтом и они полюбили друг друга. Она согласилась выйти за него замуж только при одном условии – если у них будет двенадцать детей. Оставаясь верной своим желаниям, она родила ему тринадцать детей.

Бабушкина племянница – моя мать – тоже немного позаигрывала с мыслями о праведной жизни, однако данный ею обет безбрачия был таким же малоубедительным. Будучи ее восьмым по счету отпрыском я приступаю к изучению темы мирового населения с легким чувством тревоги. Исходя из кем-то разработанных норм разумного планирования семьи я в принципе не должна была появиться на свет. Но с другой стороны, проблема населения и, в особенности, стремительного роста численности населения способна провоцировать самые разнообразные эмоции.

Сегодня население планеты составляет 6,8 млрд. человек по сравнению с 5,9 млрд десять лет назад. К 2050 г. прогнозируется рост до девяти миллиардов человек.

Разговоры о “перенаселенности” ведутся давно. Еще в 1798 г., когда в мире проживало лишь 978 миллионов человек, математик Томас Мальтус предупреждал о надвигающейся катастрофе, отмечая, что рост численности населения Земли значительно опережает рост продовольственных ресурсов.

Зачастую причиной обеспокоенности является скорость, с которой другие – будь то люди других рас или социальных слоев, иного вероисповедания или политических пристрастий – воспроизводят себе подобных, угрожая благополучию определенных правящих групп. Так, недавно Майкл Лоус, мэр новозеландского города Уонгануи, предложил в целях решения проблем жестокого обращения с детьми и тяжких преступлений выплачивать деньги представителям маргинальных социальных групп за отказ от рождения детей. “Если мы выплатим некоторым членам общества по 10.000 долларов в обмен на их стерилизацию, общество станет лучше”, – заявил градоначальник газете Dominion Post.

В основном озабоченность вопросами роста населения преподносится в менее обидном ключе. Для многих, этот вопрос в первую очередь имеет экологическую подоплеку. Логика проста. Чем больше людей живет на планете, тем больше парниковых газов выбрасывается, тем больше ущерб экологии, и любые попытки сократить выбросы углекислого газа будут сведены на нет стремительным ростом населения.

Не так давно газета Financial Times призвала провести международную дискуссию по вопросам народонаселения. Колумнист издания утверждал: “рост численности населения Земли затрудняет возможность сокращения выбросов углекислого газа». В качестве доказательства своей правоты журналист привел цитату из спорного исследования Лондонской школы экономики, в котором утверждается, что расходы на планирование семьи в целях сокращения выбросов углерода обходятся в пять раз дешевле внедрения низкоуглеродных технологий.

Британский фонд по оптимизации населения (Optimum Population Trust) идет дальше, предлагая для достижения устойчивого развития, сократить население планеты, по крайней мере на 1,7 млрд. человек.

Насколько это обоснованно? Действительно ли проблемы народонаселения являются табу, которое либералы никогда не нарушат? Или же паника по поводу роста населения иррациональна, какой на поверку оказывалась паника по другим поводам? Чтобы это выяснить, отправляюсь в Марракеш – где состоялась конференция по народонаселению, организованная Международным Союзом по научным исследованиям в области народонаселения ( МСИПН ), в которой участвовали 2000 ведущих демографов из разных стран мира.

Паника по поводу населения

Два маленьких мальчика собирают маслины с дерева у дороги, ведущей в Дворец Конгрессов в центре города Марракеш, где проходит недельная Международная конференция по народонаселению. Мальчики бросают оливки в мешок, затем переходят к другому дереву.

Вот кого не хватает. Мальчишек!

Я пытаюсь понять, чем отличается сегодняшний Марокко от двух моих предыдущих визитов в эту страну. После первого посещения Марокко в 1975 г., в моей памяти остались бесчисленные стайки мальчишек – маленьких и постарше. Они предлагали свои услуги в качестве проводников и носильщиков или защитников от других мальчиков, также предлагавших свои услуги в качестве проводников, носильщиков или защитников…

В 1987 г. я отправилась в Марокко по заданию фонда населения ООН, чтобы проследить за судьбой одной марокканской женщины. Вернувшись в свою деревню спустя пару дней после рождения ребенка, молодая мама по-прежнему чувствовала себя изможденной. Она сказала, что больше не хочет иметь детей. Пятерых ей было достаточно. “Похоже, она настроена решительно,” – поделилась я своими соображениями с акушеркой, организовавшей мой визит . Та пожала плечами: “Возможно. Но ее муж хочет иметь больше. Для него это вопрос статуса”.

Последнее время в Марокко происходит резкий спад рождаемости. Вместо того чтобы рожать по семь или восемь детей, как это было в 1960-х и 1970-х гг, марокканки ограничиваются теперь двумя-тремя.

Провалы в рождаемости

Я перелистываю толстые буклеты, подготовленные к конференции по населению. Сотни заседаний по самым разным аспектам этой проблемы, но, похоже, все они мало связаны с глобальным демографическим взрывом. Может быть, эти ученые живут в мыльном пузыре? Разве они не слышат обеспокоенных голосов, раздающихся за пределами их дисциплины?

Продолжая просматривать материалы конференции, обнаруживаю, что в середине недели пройдут заседания, о связи проблем населения и окружающей среды.

Но похоже, что на текущий момент в центре внимания демографов стоит вопрос об “общем коэффициенте рождаемости” или о том, сколько детей рождается у женщин в период их репродуктивной жизни.

Уровень рождаемости падает во всех странах мира. Если такая тенденция сохранится, численность населения на планете стабилизируется.

С 1970-х гг. темпы рождаемости значительно снизились и не только в таких странах, как Марокко, но и во всем мире. Получается, что в среднем на одну женщину детородного возраста приходится около 2,5 ребенка.

В 76 странах уровень рождаемости упал ниже уровня воспроизводства населения, установленного на уровне около 2,1. Это означает, что нынешнее население себя не воспроизводит. Особенно заметно это явление в Европе, но подобные примеры есть на всех континентах, включая Африку.

В развивающихся странах средний уровень рождаемости в период с 1950 гг. по 2000 гг. упал вдвое – с шести до трех детей. Вместе с тем, во многих странах, расположенных южнее Сахары, а также странах западной Африки, женщины все еще рожают в среднем по пять и более детей.

В контексте глобальной статистики, наиболее показательно то, что происходит в Индии и Китае – двух самых густонаселенных странах мира. На сегодняшний день коэффициент рождаемости в Индии, к примеру, составляет 2,7 (по сравнению с 3,5 в 1997 г.). До 1970 гг. в Китае на одну женщину приходилось по 5-6 детей по сравнению с 1,5 ребенка на сегодняшний день, и похоже, что в ближайшее время демографическая ситуация не изменится. Накопленные данные свидетельствуют о том, что отмена политики «одного ребенка» не приведет к возрождению неконтролируемого роста населения, считают исследователи региона. По их мнению, Китаю стоит обратить внимание на опыт своих соседей – Кореи и Японии, чтобы понять насколько сложно побудить людей к увеличению деторождения, если рождаемость падает до критически низкой отметки. Как следствие, население Китая начнет сокращаться к 2023 г.

По данным Организации Объединенных Наций, в 21 стране мира численность населения начала сокращаться в 2000-2005 гг.

Почти во всех странах женщины стремятся иметь меньше детей. Наиболее населенными странами с уровнем рождаемости ниже уровня воспроизводства являются Китай, Бразилия, Вьетнам, Иран, Таиланд и Корея в порядке убывания численности населения.

Куры и яйца

К падению рождаемости привело стремительное внедрение планирования семьи и использование противозачаточных средств. Большинство демографов склоняются к тому, что к 2050 г. в мире будут жить девять миллиардов человек. Но если бы не три десятилетия успешного планирования семьи, эта цифра могла бы приблизиться и к 16 млрд, полагает австралийский демограф Питер Макдональд.

В конце 1970-х в Марокко, к примеру, лишь 5 процентов женщин использовали контрацептивы. Сегодня эта цифра достигла 63 проц. Еще один не менее важный фактор, мешающий росту рождаемости – это прогресс, достигнутый в образовании девочек.

Образование означает снижение рождаемости, а низкая рождаемость в свою очередь может означать более высокий уровень образования. Немедленную выгоду от так называемого “демографического дивиденда” получают школы. Ведь чем меньше детей рождается, тем ниже нагрузка на образовательные ресурсы, и денег, выделяемых на обучение отдельно взятого ребенка, теоретически, также становится больше. Но на практике, деньги могут быть потрачены впустую или пускаются на другие цели. Хотя в Южной Корее, где демографический дивиденд был инвестирован в образование, результаты экономического и социального развития за последние десятилетия просто поражают воображение.

Такая же устойчивая связь прослеживается между медицинским обслуживанием и рождаемостью. По статистике, шансы ребенка на выживание значительно выше в небольшой семье с более высокой концентрацией как физических, так и эмоциональных ресурсов.

Во время обеденного перерыва я беседую с исследователем из Италии – страны, имеющей самый низкий коэффициент рождаемости в странах западной Европы (1,3). Она говорит: “традиционное представление о материнстве в Италии по-прежнему широко распространено. Современные женщины, которые работают и делают карьеру, не хотят во все это ввязываться: они не получают достаточной поддержки со стороны государства и со стороны своих партнеров, чтобы иметь возможность и работать, и рожать детей.”

В Японии также все больше женщин предпочитают не иметь детей, в результате – коэффициент рождаемости страны составляет лишь 1,2.

Молодые японки образованы лучше, чем их матери и имеют больше карьерных возможностей, но преобладающими все-таки являются традиционные, патриархальные семейные ценности. Общество по-прежнему неодобрительно относится как к гражданским бракам, так и к рождению детей вне брака.

В Южной Корее женщина, планирующая забеременеть вне брака или, что еще хуже, решившая выносить и родить ребенка, подвергается остракизму; она может потерять свою работу, быть отвергнута семьей, и ей откажут в получении государственных пособий, доступных другим родителям.

Несмотря на столь жесткое отношение к матерям-одиночкам, высшие должностные лица выражают все большую обеспокоенность падением рождаемости в регионе. Норико Тцуя из университета Кейо в Японии отмечает: «новое правительство обещает увеличить денежные пособия на детей в 2,5 раза, но пока попытки поощрить людей иметь детей, успехом не увенчались». Беспокойство отчасти подпитывается страхами национального, культурного, психологического характера. “Сокращение населения означает упадок и ассоциируется с упадком древних цивилизаций,” – отмечает демограф ведущего международного научно-исследовательского центра – Совета по народонаселению Пол Демени . «Быть может, сокращение населения будет способствовать снижению роли страны на мировой арене», – полагает эксперт, – «или приведет к замедлению экономического роста».

Но даже очевидный спад рождаемости в Японии является далеко некатастрофичным, считает Демени. Население страны сократится со 127 до 102 миллионов человек в 2050 г. – но это все еще выше показателя 1950 г. – 82 млн.

Для Демени глобальная тенденция падения рождаемости означает, что «мы движемся в сторону отрицательных темпов роста и фиксации на уровне низкой численности населения. Сокращение численности населения приведет к уменьшению экологического следа».
Но как эти подсчеты вяжутся со все большим количеством людей, населяющих планету? Помните, ведь по среднему варианту прогноза, к 2050 году численность населения мира достигнет 9,1 млрд человек.

Падение рождаемости в мире свидетельствует о том, что текущий рост численности населения носит временный характер. По данным ООН, численность населения Земли достигнет своего максимума в 9,2 млрд человек во второй половине века, после чего начнет снижаться, а затем стабилизируется.

Безусловно это не повод, чтобы отмахиваться от экологических проблем и пренебрегать демографическими прогнозами, но все же это позволяет привести в чувство паникеров, заявляющих о неудержимом росте численности населения планеты.
Одним из последствий уменьшения семей станет изменение возрастной структуры населения, и этот фактор, в сочетании с возросшей продолжительностью жизни людей сегодня, приведет к новому поводу для паники – старению населения. Это то, с чем мы столкнемся потом

https://www.socialistinfo.ru/analytics/684.html

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я