Главная Топ Новости Переговоры Меркель, Оланда, Порошенко и Путина

Переговоры Меркель, Оланда, Порошенко и Путина

552

Киев. 07 февраля 2015 года (ПолитКом, Виталик Кулик). Последняя неделя ознаменовалась активизацией международных дипломатических усилий по поводу урегулирования конфликта на Востоке Украины. Какие планы и предложения могут быть у сторон?

Для начала напомним некоторые факторы, которые влияют на позиции сторон.

  1. Переговоры в Минске сорваны по инициативе российской стороны.
  2. Попытка начать переговоры с позиции сил после череды громких побед не удалась. Создания «дебальцевского котла» по примеру Илловайска не вышло. Масштабного поражении украинской армии удалось не допустить.
  3. Военную поддержку Украине Запад оказывать не спешит. ФРГ и Франция прямо заявили о том, что ее не будет. Администрация США также не дает надежды, исключая лишь отдельных сенаторов.
  4. Франция заявила о неприемлемости членства Украины в НАТО.
  5. Продолжаются провокации российской авиации в европейском воздушном пространстве. 06.02.15 истребители Typhoon были вынуждены снова сопровождать российский Ил-38 на Балтикой.

В целом, мы можем сделать несколько выводов:

— Россия нагнетает градус напряженности настолько сильно, насколько может.

— Западные лидеры проявляют нерешительность. Либо, с тоже – но другими словами: стремление любой ценой избежать эскалации конфликта.

Исходя из этих факторов, официальных высказываний и инсайдерской информации, можем зафиксировать исходные предложения сторон для переговоров.

Предложения Меркель-Оланда

  1. Вернутся к исполнению Минских договоренностей.
  2. Территориальная целостность Украины не подается сомнению, за исключением Крыма.
  3. Россия обязуется вывести войска из Донбасса.
  4. Россия отводит свои войска от границы.
  5. Россия обязуется прекратить снабжение боевиков живой силой и вооружениями.
  6. Контроль над границей передается украинским пограничникам и ОБСЕ.
  7. Подконтрольной боевикам территории (по состоянию на сентябрь) предоставляется широкая автономия в рамках унитарной Украины. Остальных территорий данный режим никоим образом не касается.
  8. Запад воздерживается от расширения санкций против РФ. И постепенно сокращает существующие.
  9. Запад дает неформальные обещания не принимать Украинцу в ЕС и

НАТО.

10 Запад неформально гарантирует не предоставлять Украине военной помощи.

Предложение Путина

  1. Отход от минских соглашений как неактуальных.
  2. Федерализация всей Украины.
  3. Никаких письменных гарантий выведения войск из Донбасса, непризнание факта их наличия там (минимум). Оформления их как миротворцев (максимум).
  4. Пребывание российских войск в любой точки ее территории – ее право, не подлежащее обсуждению.
  5. Никаких письменных обязательств прекращения поддержки боевиков, непризнание факта такой поддержки.
  6. Контроль над границей будут осуществлять «ополченцы». Максимум – «миротворцы СНГ», т.е. российская армия в голубых касках. При участии ограниченного числа наблюдателей ОБСЕ.
  7. Территория ЛНР\ДНР фиксируется по состоянию на февраль (план минимум). План максимум – в административных границах областей. Этой территория с Украиной будет находится, по сути, в конфедеративных отношениях (аналог «плана Козака» для Приднестровья). Вооруженные силы и гражданская администрация признаются легальными полновластными субъектами на данной территории. Финансирование социальной сферы региона берет на себя Украина.
  8. Запад немедленно начинает сворачивание наиболее болезненных санкций – финансовых и экономических. На отмене популистских неработающих санкции типа «черных списков» Россия настаивать не будет.
  9. Запад дает письменные обязательства не принимать Украину ни в ЕС, ни в НАТО. Украина вносит соответствующие поправки в свою конституцию. Соглашение об Ассоциации с ЕС коренным образом пересматривается при прямом участии РФ. Цель — сохранение позиций российских товаров на внутренним рынке.
  10. Россия становится собственником 50% акции совместного предприятия по управлению украинской газотранспортной системой.

Как видим, позиции сторон довольно близки.

Согласование в такой ситуации представляется вполне возможным.

Европейская экономическая элита давит на своих политиков с целью прекращения санкций. В условиях кризиса европейскому бизнесу выгодно открытие  новых рынков, а  не их потеря.

К тому же европейское общественное мнение категорически не готово к широкомасштабной войне  Европе. Кроме того, экономический кризис усиливает позиции левых и правых радикалов, зачастую, симпатизирующих Кремлю. После победы СИРИЦы в Греции нельзя исключить победы «Подемос» в Испании.

Поэтому утрата любой части территории Украины как цена за мир представляется приемлемой, по большому счету.

С другой стороны, Путин также может быть настроен на мир на выгодных для себя условиях. Санкции оказались гораздо более чувствительными, нежели это казалось в марте. Также становится очевидным, что эффективность тайной, гибридной войны достигла предела. Несогласованные действия множества различных формирований, контролирующих небольшие кусочки региона и враждующие друг с другом, расширить подконтрольную территорию явно не способны. Провалившееся наступление на Мариуполь и Дебальцево это показало.

Таким образом, в военном отношении Россия стоит перед нелегким выбором.

Необходимо полностью заменить руководство сепаратистов на российских чиновников, не прикрываясь больше никакими легендами о местных народных представителях. Также необходимо вводить профессиональные российские войска в масштабах полков и  бригад, а нет взводов и рот. Либо согласиться с тем, что наступательная кампания прекращена. И остается только проводить локальные стычки и перестрелки.

Исходя из вышеперечисленного, достижение публичных и тайных договоренностей на основе указанных пунктов представляется весьма вероятным.