Главная Политика Николай Воробьев: Если бы власть чаще разговаривала со своим народом, события 31.08...

Николай Воробьев: Если бы власть чаще разговаривала со своим народом, события 31.08 развивались бы совершенно иначе

192
Николай Воробьев, директор Центра Восточноевропейских перспектив в Вашингтоне

Киев, 03 сентября 2015 года (ПолитКом, Николай ВОРОБЬЕВ). Снова по поводу изменений к Конституции и выполнения Украиной обязательств, взятых на себя при подписании Минских договоренностей. Дискуссии, из-за которой и возникли кровавые столкновения под Радой от 31.08.

Поскольку данная трагедия создала опасный прецедент, очень важно, чтобы впредь подобного не повторилось.

Если называть вещи своими именами и без купюр, тогда все выглядит очень просто. После серии поражений в секторе «Д» и в Иловайске, Кремлю удалось склонить Киев вместе с Западными союзниками подписать «Минск-1», в котором и была заложена «бомба замедленного действия» в виде «особого статуса» или, как говорит закон «порядка местного самоуправления» в отдельных районах (чит. – оккупированных территориях) Донецкой и Луганской областей.

16.09.2014 года уже Рада предыдущего VII созыва под колоссальным давлением АП и лично Президента, проголосовала данный законопроект № 1680-VII (лично мне пока не удалось найти поименный список проголосовавших нардепов, но тогда закон был принят).

В разгар войны на Донбассе «Минские договоренности» во многом были продуктом сотрудничества не столько украинской дипломатии, сколько ее Западных союзников, которые всячески пытались усмирить Кремль и его непомерные амбиции. В связи с продолжением тяжелых боев, «первый Минск» дал трещину, а Украина потеряла сотни квадратных километров территорий вместе с их населением.

12 февраля 2015 года под натиском российско-террористической группировки был подписан «Минск-2», в котором и требовалось выполнить законы принятые предыдущей Радой от 16 сентября «об особенностях местного самоуправления».

«Минск-2» является фактическим продолжением «Минска-1», только при подписании на высшем международном уровне в «Нормандском формате» (Германия, Франция, Украина, РФ). По сути, это «принуждение к миру» со стороны Кремля на явно невыгодных для Украины условиях, с которыми, вместе с тем, согласились все стороны переговоров.

По сути, Путин дважды усадил Запад вместе с Киевом за стол переговоров: первый раз – во время летнего наступления, второй раз – во время зимнего.

Теперь все ключевые игроки, включая Порошенко, декларируют, что альтернативы «Минским договоренностям» не существует и все стороны должны выполнять взятые на себя обязательства. Но и в данном случае кто-то должен начать первым.

По моим соображениям, весь сыр-бор под ВР начался по двум причинам: 1) амбиций некоторых политиков «выехать» на избирательной кампании и получить дополнительные балы; 2) отсутствия внятной информационной стратегии в АП (привет ‪#‎Минстець) с целью четкого разъяснения общественности: за что будет голосовать Рада 31.08? (Истерика Президента за день до голосования, что никакого «особого статуса» в законе не прописано – не в счет!).

Если коротко, то посыл обществу нужно было задавать минимум за несколько недель, а лучше месяцев до конечной даты голосования. Да, это «позорный мир», да, это было написано не в Киеве, да, мы фактически признаем квазигосударство на своей территории.

Вместе с тем, для поправок к Конституции 226 голосов будет недостаточно, а набрать 300 почти нереально (в кулуарах даже многие влиятельные члены БПП и НФ говорили, что не будут голосовать за поправки во втором чтении). Второе – это отказ рассматривать поправки до тех пор, пока Кремль не начнет выполнения своих обязательств согласно «Минску». Третье – этот документ гарантирует Украине безопасность и дальнейшее финансирование со стороны Запада, в том числе, разрушенных «отдельный районов» Донецкой и Луганской областей (согласитесь, сумма в $ 2 млрд. для Запада вполне подъемная, чтобы остановить войну в Европе).

И наконец, «Президент мира» выполняет свои обязательства перед украинскими гражданами, ценит здоровье и жизнь каждого, в том числе, жителей Донбасса. Все.

Это и есть простая формула, которая позволила бы избежать «кровавого понедельника» под Радой. Вместо этого, были закрытые встречи в АП и ломание через колено партнеров по коалиции, договорняки с популистами в Раде и истерики на ТВ, плюс ко всему свезенные под ВР несколько тысяч силовиков (лично насчитал более 20 автобусов с милицией). Напротив ВР собралось не более 2 000 митингующих, 90 % которых знать не знали об изложенном в этом посте.

Если бы власть разговаривала чаще со своим народом, выписывала информационную стратегию и не относилась бы к гражданам как к «электорату», события 31.08 развивались бы совершенно иначе.