додому ПОЛІТИКА Мессия микрокредита

Мессия микрокредита

209

dr-muhammad-yunusВладимир Задирака, “Ліва Справа”

Внимание, у капитализма новый спаситель и пророк. Обаятельный банкир и профессор с нетрадиционным взглядом на бедность. Мухаммад Юнус. Он улыбается. Он проповедует. Пинчук привечает его на благотворительных посиделках, а российски СМИ печатают развернутые статьи о новом экономическом гуру, который смог заработать и помочь людям выйти из нищеты. Давайте попробуем понять спасет ли господин Юсеф капитализм во всем мире, и смогут ли его рецепты поспособствовать, например, выходу из кризиса сельского хозяйства Украины. Добродетельный бенгалец известен успехами в микрокредитовании крестьян из долин Ганга и Брахмапутры. Причем не «эффективных фермеров», а полуголодных бедняков.

Конфликт хорошего и лучшего

Добро может победить зло. Для этого оно должно его убить, расчленить, зажарить и съесть. Но не все с этим согласны. Что естественно для человеческой природы. Господство, зачастую, держится на согласии угнетенных. А согласие на иллюзиях. В 80-х были очень популярны концепции, что капитализм может быть преодолен с помощью чудодейственных реформ. Стать гуманнее и лучше. Ведь он не плох. В нем можно найти уйму достоинств и стоит его чуток подправить и он заработает, как часы с кукушкой. И полезно, и красиво, и порождает сентиментальные консервативные мысли о семейных ценностях. По большей части нынешние левые и социальные реформаторы находятся с капитализмом в конфликте отлично описанном в производственных романах пера мастеров социалистического реализма. Конфликт хорошего с еще лучшим. Хорошего, но немного консервативного директора, например, с инженером-новатором, который просто изумительный специалист и пламенный советский патриот, но немного нервный по причине излишка серы в выплавляемой стали. К концу романа директор принимает взгляды инженера, и количество серы падает, а металлургическое предприятие перевыполняет план на 58%.

Профессор Йельского университета Джеймс Тобин в начале 70-х выдвинул концепцию налога, который ограничил бы международные финансовые спекуляции. Почти 40 лет с ним спорили неолибералы и консерваторы. Говорили, что налог этот будет вреден и может ограничить мировой рост. Социализм сплошной, а не рыночная экономика. Розовые альтерглобалисты носились с этой инициативой, как с писаной торбой.

Возможно, критики налога Тобина даже были правы, когда утверждали что эта новация может замедлить рост и сделать рынки менее прозрачными, но когда наступил кризис… европейские правые начали наперебой расхваливать эту идею. Оказалось, что тот вариант роста, который они так яростно защищали десятилетиями, завел в кризис и сейчас, чтоб спасти мировую экономику нужно ограничить спекуляции. «Открытость» сделала бессмысленной государственную поддержку промышленности, когда такая мера стала необходима, а «рост» оказался спекулятивным. Зато теперь Меркель и Саркози стали критиками «плохого капитализма» и самыми горячими поклонниками Тобина. Кстати, деньги эти пойдут структурам типа МВФ, в которых сидят люди, способные своими дурацкими советами довести страну до краха или гражданской войны. Рыночные фундаменталисты. То есть люди, которых нужно лечить, а не давать в руки деньги. Теперь европейские социал-демократы ходят как дурашки с помытой шеей.

Смешные вещи предлагали  сторонники кооперации и преобразования капитализма, путем выкупа предприятий-банкротов работникам. Потом оказывалось, что большинство таких предприятий так и не стало на ноги. Это не успешный кооперативный промышленный монстр «Мондрагон» в Испании, а потогонки и системы самоэксплуатации, где во имя «его величества Рынка» люди жертвуют временем, жизнеными силой и деньгами, чтоб удержать на плаву предприятие доведенное ранее до ручки «эффективным частным предпринимателем».

Была, есть и будет еще одна маниловская идея. О гарантированном минимальном доходе. Ну, чтоб все население получало гарантированный социал. С ней не одно десятилетие носятся разнообразные деятели. От ведущих правых экономистов до модных мальчиков и девочек в черной, а в Италии и в белой одежде (белый блок). Эта мечта бездельника сделает жизнь человека гораздо независимее. Ну, и нищеты не будет. В то же время, как утверждают, бизнесмены мотивация к труду упадет, а профсоюзы и левые полагают, что это сделает людей атомизироваными люмпенами, которым будет проще бездельничать, чем требовать улучшения жизни. А власть государства достигнет немыслимого уровня. Редкий случай, когда левые ортодоксы солидарны с капиталистами.

Но все эти фантастические рецепты явно не для нас. Кооперативы в коррумпированном государстве крупного капитала просуществуют недолго да и трудящиеся, не имеющие опыта борьбы за свои права и привычки к самостоятельности вряд ли взвалят на себя такую ношу. Проще потребовать «национализации». Минимальный гарантированный доход не потянет госбюджет Украины, а налог Тобина, прекратив финансовые спекуляции приведет к еще большей зависимости от международных структур. Они ж не на борьбу с туберкулезом или строительство сельских школ будут тратить эти деньги, а на очередные гениальные экономические эксперименты.

Впрочем есть проекты улучшения капитализма в «бюджетной» версии. Без излишеств. И они отлично работают в странах третьего мира.

Гуру из Читтагонга

Сын не очень богатого ювелира и преподаватель экономики Мухаммад Юнус в возрасте 36 лет основал «Крестьянский банк». Как один из известных борцов за независимость Бангладеш и человек имеющий хорошие связи в США он добился правительственной помощи под свой проект в 1976 году.

Основная идея этого бизнеса выдавать небольшие деньги в долг “под честное слово”. Через тридцать лет она сделала его нобелевским лауреатом.  Предприниматель и профессор изначально пытался вкладывать СВОИ деньги в мелиорацию, но хитрые бангладешские крестьяне не горели желанием погашать кредит, взятый Юнусом под себя. Мужики надули городского ученого, ну и друг друга объегорить тоже пытались, не желая честно вносить долю денег на топливо для насоса. С другой стороны показатели производства выросли в условиях эксперимента так, что урожайность выросла вдвое по сравнению с остальной страной.

Мухаммад сделал выводы. Первый касался бедняков. Он пришел к выводу, что экономическая ситуация порождает бедность и при даже небольшом целевом вложении средств мелкий предприниматель, балансирующий на грани голодной смерти способен показать хороший экономический результат.

Второй касался долгов. Он предложил схему выплаты долга, которая была психологически более приемлемой. И теперь он начал кредитовать не крестьян , а сельских ремесленников. А точнее женщин. И они, как было доказано, возвращают ссуды. По разным данным микрокредитные учреждения получают возврат от 90-99% кредитов. 96% процентов тех кому Юнус дает деньги женщины. Они образуют группы, связанные круговой порукой. В случае невозврата денег одной из них… вся группа попадает в «черный список». Роздано до 5 миллиардов долларов, а количество кредитов с 1976  составляет 4 миллиона. Впрочем банк не ограничивает себя микрокредитами. Он занимается разной деятельностью, просто микрокредиты – это его «фишка».

Есть причина предполагать, что микрокредиты будут работать не везде и не всегда. Это как кейнсианские методы в Америке. Когда в 30-х Рузвельт занимался господдержкой промышленности, весь мир представлял собой совокупность национальных экономик, ограниченных таможенными барьерами. И тогда это работало. Сейчас товары и услуги могут двигаться через границы с легкостью. Соответственно, в правление Обамы 700 миллиардов долларов бюджетной помощи реальный сектор почти не почувствовал. Ушло все как вода в песок.

Микрокредит, как он есть

До 1994 года банк Юнуса получал деньги от доноров. Почти 20 лет об успешном бизнесе можно было говорить… но слова к бухгалтерии не пришьешь. Без очень долгой и кропотливой работы он бы ничего не добился. Кроме того в Бангладеш до последнего времени ходили слухи о нежной дружбе и взаимопонимании банкира-филантропа с армией, которая с завидным упорством проводит регулярные государственные перевороты. Так что за плечами почтенного экономиста всегда стояло родное и все понимающее государство. Когда профессор предложил смелый план по введению сельского самоуправления, то его тоже поддержали. Впрочем, в 2003 году конституционный суд вдруг опомнился и все отменил, запретив существование 40 тысяч «сельсоветов».

Банкир хотел пойти в политику, но власть имущие в погонах и форме и их представители в двубортных пиджаках его отговорили. И правильно. Зачем такому хорошему парню мараться в грязной кровавой политике Бангладеш? Можно ведь испачкаться. И не грязью, а собственной кровью. Это страна «третьего мира» с нестабильной политической системой и управляют ее периодически люди дающие команды «равняйся» и «смирно». Профессионалы и специалисты по простым и понятным решениям. Так что нобелевский лауреат в области защиты мира продолжил заниматься бизнесом, ну и международной рекламой микрокредита.

В РФ тут же подхватили идею. Ново, свежо, рыночно. Да и миру между классами должно помочь. В российской провинции, как утверждают спецы по странам третьего мира, вследствие “последовательной рыночной философии бюджетной политики” инфраструктура рушится. Бизнесу не сладко. Может помочь. В рекламных статьях утверждается, что сотни миллионов семей во всем мире являются клиентами микрофинансовых учреждений. Впрочем, Википедия называет сумму скромнее. 16 миллионов. И то не плохо. 16 миллионов человек, не имеющих возможности заложить в банк имущество и получившие ссуду – это впечатляет. А то что почти все вернули тело кредита с процентами… почти чудо.

Добро и зло

Ходят слухи, что и в Украине тоже появились последователи Юнуса. Спешим их разочаровать. Тут его новые и интересные идеи могут не сработать и даже привести к противоположному результату. В Бангладеш с самого начала землевладелец и крестьянин – не одно лицо. Крестьяне зачастую арендуют землю. Понятно, что они ничего заложить в банк не могут да и если у них даже есть клочок земли, то он такого размера, что для банкира интереса может и не представлять. Напомним критерии нищеты по Юнусу:
— наличие непротекающей крыши над головой и возможность спать не на полу, а на кровати;
— доступ к питьевой воде
— все дети старше шести лет посещают школу;
— наличие специально оборудованного туалета;
— наличие одежды, способной защитить от холода и москитов;
— возможность для каждого члена семьи питаться три раза в день на протяжении всего года;
— возможность получать медицинскую помощь;
— наличие постоянного источника дохода;
— отсутствие необходимости выплачивать долги свыше 5 долл. в неделю;
— возможность делать накопления.

В общем, даже в самом отдаленном и забитом селе украинский крестьянин живет в гордой бедности, а не нищете. В некоторых местностях есть проблема качественной питьевой воды. Но люди не имеющие одежды и спящие на полу… долго не живут. Климат у нас к таким «вольностям» не располагает. У нас тоже зона рискованного земледелия. Но это немного другое земледелие. В Бангладеш выращивают рис. В странах, где народу много, а электричество не работает, в отличии от микрокредита (по меткому замечанию Мухаммада Юниса) народ трудится руками. Без механизации. Нужда заставляет горбатится. И не всякой семье хватает собранного до следующего урожая. В Бангладеш живет 156 миллионов человек. Большинство из них работают в сельском хозяйстве. Горожан 27%. Каждый второй безграмотен. Территория 144 000 квадратных километров. Это самая густонаселенная страна мира.

Территория Украины 603 628. Из 45 миллионов треть живет в селе. 23% занято в сельском хозяйстве. Большинство украинских крестьян являются землевладельцами. Их от2 до5 гектаров земли не дают возможности вести нормальное самостоятельное хозяйство. Разве что если они займутся овощами и то в теплице, а не на открытом грунте. Некоторые фермеры полагают, что минимум земли, с которого можно начинать прибыльный бизнес в сфере зернового хозяйства, у нас 20га. Очень мало общего у Украины и Багладеш.

Для того чтоб начать бизнес нужно не 27 долларов (первый кредит Юниса) и не 100 долларов (нынешний размер микрокредита), а несколько больше. Кроме того не понятно, почему украинский крестьянин, имеющий недвижимость должен получать ссуду бесплатно? Откуда такие гуманисты-банкиры возьмутся? Их в Бангладеш разводят с помощью селекции?

Юнис уникум. Он не просто филантроп из не очень зажиточной семьи ремесленника, для которого страдания бедноты имеют значение. Он еще и ученый. Для него важен эксперимент сам по себе. Ну, как для сотрудников МВФ их «эксперименты». Да, Юнис гуманнее, но если в Украине это будут настоящие микрокредиты, то проку не много, а если под «микрокредитами» будут подразумевать ссуды под залог земли, то это просто восхитительный метод «становления рынка земли». Латифундисты будут счастливы. Собственно, против такого разоряющего кредита и была направлена идея экономиста из Читтагонга. Это будет не первый случай, когда хорошие намерения становятся трамплином к адской смоле.

Home page

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я