Домой Топ Новости Гройсман и бюджет

Гройсман и бюджет

33

Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Презентация премьер-министром Владимиром Гройсманом проекта бюджета-2019 осталась почти незамеченной на фоне других громких событий прошлой недели.  А зря, поскольку именно в этом документе были сконцентрированы основные параметры года выборов.

Стоит указать на то, что премьер выдержал требования закона и вовремя внес проект закона про Госбюджет-2019 в парламент и провел его презентацию в зале Верховной Рады. Гройсман пытается не использовать технологию Азарова: внести сырой бюджет вечером 15 сентября (и желательно так, чтобы на сайте парламента отображался лишь титульный лист), а на следующий день отозвать его «на доработку».  Подобными вещами не брезговал и Арсений Яценюк. Владимир Борисович решил сделать своевременное внесение госбюджета в приличном виде  (а не сырой субпродукт) своей визитной карточкой.

Сам Гройсман заявил, что «Правительство абсолютно честно подошло к формированию бюджета, исходя из макропрогноза, который является основой бюджета. И формируем его в соответствии с доходами и расходами, которые должны быть сбалансированы между собой». Иными словами, премьер говорит, что это должен быть бюджет «тратим только то, что зарабатываем».

Правительство в очередной раз указало, что вынуждено рассчитываться за грехи «папередников». При этом из Кабмина звучат претензии не столько относительно кредитных историй времен режима Януковича,  сколько упреки в адрес НБУ и Минфина предыдущих четырех лет.  Во время переговоров с миссией МВФ Владимир Гройсман непрозрачно намекнул, что подписание меморандума с МВФ, где тема поднятия тарифов на газ увязана с предоставлением очередного транша, целиком на совести людей, назначенных по квоте Банковой.

В целом бюджет-2019 выглядит достаточно сбалансированным и реалистичным. Даже местами оптимистичным. Как полагает эксперт по бюджетной политике Даниил Монин, правительство может поставить себе в «плюс» вероятное увеличение реальной средней зарплаты украинцев до 10 000 грн. Ожидается рост минимальной зарплаты с 1 января 2019 года до 4137 грн., также запланирован рост прожиточного минимума на 9%.

Дефицит бюджета на уровне 2.2% ВВП. Покрываться он будет за счет внутренних займов. Что уже является позитивным для нашей бюджетной системы.

В следующем году Кабмин должен осуществить внешние выплаты на сумму 132 млрд грн (4 млрд долл.).  Эти выплаты планируется покрыть средствами ЕС (500 млн евро) и выпуском евробондов под 9%.

Гройсман  отмечает, что у правительства нет намерения подыгрывать «хотелкам» народных депутатов в части увеличения субвенций для отдельных регионов (читай – избирательных округов мажоритарщиков). «Я предостерегаю от «надувания» дефицита бюджета. Я предостерегаю от того, чтобы вводить страну в коллапс, повышенную инфляцию, обесценивание доходов, которые могут быть вызваны в том числе и «надутыми» доходами бюджета и неоправданными расходами» — подчеркнул премьер.

Депутаты уже атаковали бюджетный комитет с кипой встречных предложений на финансирование «сверхважных для государства отраслей и региональных программ».

Потому у меня есть определенные сомнения в том, что Гройсману удастся отбить наступление мажоритарщиков. Львиная доля этих «хотелок» идут на базовые для Петра Порошенко регионы, где он делает ставку именно на депутатов-мажоритарщиков и их сети мотивации избирателей.

С другой стороны сам Гройсман не гнушается социалки. С 1 марта 2019 года будет проведена индексация пенсий. На пенсии заложено + 139 млрд грн в бюджете и  27 млрд грн –  на выплату пенсий военнослужащим. Вне всякого сомнения, этот успех премьер запишет на свой счет.

На Банковой достаточно осторожно отреагировали на проект Госбюджета-2019 от Гройсмана. У президента хотели бы более командной игры от премьера, а возле каждой «перемоги» Кабмина – отметку «сделано при поддержке Петра Порошенко», но на этот раз Владимир Борисович  демонстративно увязал успехи правительства  (которые можно продать избирателю) с собственной персоной.

Избирательный год стартовал.