додому Економіка Севастополь: крупный капитал против экологии

Севастополь: крупный капитал против экологии

270

Олесь Кириленко, участник экологического лагеря против строительства угольного терминала в Севастополе.

Карл Маркс говорил, что что ни один капиталист не остановится перед совершением любого преступления, когда речь идет о 300% прибыли. Прав ли был великий экономист в этом высказывании и как точно оценить прибыль мы не знаем. Да и преступление понятие очень неоднозначное: справедливы ли законы в этом несправедливом мире? Но преступление против природы это однозначно плохо. Ведь это откладывается в долгосрочную перспективу и расхлебывать последствия придется не только нам с вами, но и нашим потомкам. Земля то у нас одна. Так, одним из последних проектов владельца тяжелой промышленности и угледобывающей отрасли Украины, стало строительство угольного терминала в Севастополе.
Терминал этот нужен для транспортировки коксующегося угля, используемого в металлургии, по морю в огромных количествах, 8,5 млн. т/год. Строит его ЗАО стивидорная компания «Авлита», которая специализируется на погрузочно-разгрузочных работах и транспортно-экспедиторских услугах. Компания в основном занимается перевалкой металла, а также обслуживает зерновой терминал мощностью 2 млн. тонн в год, введенный в эксплуатацию в апреле 2004 года (так же в Севастополе). 77,12% акций «Авлиты» принадлежит кипрской фирме Metalukr Holding Limited, которая представляет интересы группы «Метинвест», подконтрольной СКМ, а значит, бизнесмену и политику Ринату Ахметову.

Экологические проблемы начались уже после запуска зернового терминала. Дело в том, что при перевалке сыпучих грузов освобождается большое количество пыли, которой приходится дышать на близлежащих территориях. Местные жители испытывают неудобства даже от зерновой пыли, по их словам участились случаи заболевания пылевым туберкулезом, селикозом, онокозаболевания. Именно его планируют и переоборудовать для перевалки угля. 3% угольной пыли в воздухе означают, что экологическая обстановка в близи терминала (северная сторона Севастополя) станет непригодной для жизни. Но по планам «Авлиты» планируется построить еще 3 объекта универсального перегрузочного комплекса в других частях города. Рабочих мест же комплекс терминалов «создаст» всего несколько сотен — его работа автоматизированна.

Для строительства такого объект необходимо проведение общественных слушаний. Но, как часто это бывает у нас, они были сфальсифицированы, как утверждают местные экологические активисты. Зато результаты социологического опроса, проведенного общественной организацией «Экоправо» и советом общественных экологических организаций Севастополя, показали, что свыше 99% населения города не поддерживают проект строительства угольного терминала.

Результаты экспертизы, проведенной профессором кафедры прикладной экологии и охраны труда, доктором технических наук, горным инженером В.В. Севриковым, говорят о том, что проект полностью не отвечает требованиям законодательных и нормативно-правовых актов Украины по вопросам промышленной, экологической и пожарной безопасности, а также охраны труда.

Именно по этому, чтобы поддержать местных жителей в их нелегкой борьбе, рядом севастопольских активистов был организован международный экологический лагерь протеста. Такие лагеря проводятся в бывшем СССР с конца 80-х.

За время проведения лагеря, с 7 по 28 августа, в нем побывало несколько сотен людей из Украины, Беларуси, России, Польши, Германии, Швеции, Франции. Каждый день проводились т.н. инфопикеты на ключевых площадях города. Участники лагеря проводили пресс-конференции, перформансы, расклеивали листовки, афиши и т.д. Ключевыми точками деятельности лагеря стали общегородские митинги 16, 25 и 27 августа. Для информирования о своей деятельности пресслужба эколагеря вела блог https://terminalu-net.livejournal.com.

Радикальные экологи предпочли не принимать участие в митинге, организованном топовыми политическими партиями Крыма, хотя и раздавали на нем свои листовки. Двойные стандарты в севастопольском Горсовете, как и в Украине, в принципе, поражают своим цинизмом. На словах все политические партии выступают против строительства такого объекта в черте города, но их фракции, в частности КПУ и ПР, голосуют за выделение земли «Авлите».

Деятельность экологов не могла не привлечь и правоохранительные органы. Так было и с эколагерем в Севастополе. Его постоянно тревожила милиция, экологическая служба (!) и СБУ. Хотя в личной беседе служащие высказывали одобрение деятельности экологов, ведь они тоже живут в этом городе.  Хотя это не помешало «сочувствующим» сотрудникам органов оказывать давление на протестующих. Лагерь пришлось несколько раз переносить.

Эколагерь закончился, но борьба местных активистов и их товарищей в разных странах продолжается. Проблема не локальна, так как экологическая ситуация во всем мире взаимосвязана.

Севастопольские экологи и левые продолжают вести общественно-политическую и информационную кампанию. Не обходится и без «грязных технологий». Например был распущен слух о том, что одна из лидеров местных экологов, Маргарита Литвиненко, собирается баллотировать в Горсовет на досрочных выборах, и расклеены листовки соответствующего содержания.

Не смотря на все севастопольские экологи и дальше собираются продолжать свою борьбу. Запланирован митинг протеста на 19.09 и объявлена просьба о международной поддержке. В связи с интернациональным характером эколагеря это кажется реальным. В Москве их уже поддержали 15.09.

В Европе такие терминалы строятся с учетом экологической обстановки на специально выделенном месте. А в Украине все как всегда. Неужели стоимость инфраструктуры, которая нужна при строительстве терминала «с нуля» в другом месте, больше чем бесценная природа и здоровье жителей Крыма? Или речь идет о все тех же 300%?

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я