додому Поточні новини “Угольные” войны и вопрос выживания

“Угольные” войны и вопрос выживания

174

Максим Нечипоренко

То, что Украина угольная страна знает каждый ученик средней школы. И в современной истории страны с завидным постоянством разворачиваются своеобразные “угольные” войны. Участниками данного процесса являются угледобывающие предприятия и предприятия тепловой генерации. Единственная разница между ними – форма собственности.

По привычке частные шахты подали заявку на реализацию государственным предприятием около 0,3 млн. тонн угля. Но здесь их ждал неприятный сюрприз. Началось все с того, что совет Оптового рынка угля (ОРУ) 1 июня отказал частным угледобывающим предприятиям в выделении квот на реализацию их угольной продукции через государственное предприятие «Уголь Украины».

Все очень просто, совет принял такое решение в связи с имеющимися трудностями сбыта угля у государственных шахт. «Не имея возможности сбывать уголь в полном объеме, добываемый на госпредприятиях, мы решили отказать другим угольным предприятиям в реализации этого угля», – сообщил председатель совета ОРУ Анатолий Гончаров.

Частники среагировали оперативно. «Уголь Украины» заявляет об отказе частных энергогенерирующих компаний приобретать с того же таки 1 июня добытый государственными шахтами уголь. «Частные электростанции с 1 июня отказались приобретать угольную продукцию предприятий государственной формы собственности», – сообщил генеральный директор «Угля Украины» Олег Погодин. По его словам, склады входящей в ДТЭК энергогенерирующей компании «ДТЭК Востокэнерго» (входящей в состав SCM, Донецк) заполнены углем на 63%, а других частных электростанций – менее чем на 50%.

Одними из основных потребителей энергетического угля являются теплоэлектростанции (ТЭС), производящие энергию. Но летняя пора не самое лучшее время для тепловой генерации, значит, и спрос на уголь не высок. Да еще и кризис приключился. Мало того, что не сезон, но сокращение потребления энергии проходит и благодаря тому, что много предприятий не работают из-за отсутствия спроса на их продукцию, или работают не в полную мощность.

По предварительным данным минуглепрома, в январе-мае добыча угля составила 30,019 млн. тонн, или 115,4% от плана, в том числе коксующегося – 10,322 млн. тонн, энергетического – 19,697 млн. тонн. Только в мае этого года добыча угля угольными предприятиями всех форм собственности увеличилась по сравнению с апрелем на 4,43%, до 5,874 млн. тонн. Это составляет 113,3% от плана. Причем больше всего увеличилась добыча как раз энергетического угля – на 5,3%, до 4,032 млн. тонн. То есть именно того, в котором украинская промышленность нуждается менее всего.

Но откуда взялся переизбыток? Дело в том, что угледобывающим предприятиям нужно как-то жить. Вопреки всем законам рынка и взяв на вооружение лозунг «догоним и перегоним», добытчики угля только нарастили объемы. По всей видимости, добытчики надеялись на государство, которое всегда выступало главным скупщиком. После оформления частного сектора в тепловой генерации, то же государство выкупало львиную долю угля для обеспечения ТЭС. Но уже сейчас на складах государственных энергогенерирующих компаний накоплено более 3 млн. тонн энергетического угля, а на складах госшахт – более 2 млн. тонн.

Дошло до того, что даже генерирующие предприятия, находящиеся в государственной собственности, отказываются брать уголь у государственных шахт. Погодин выразил удивление отказом энергогенерирующей компании «Днепрэнерго» (Запорожье) приобретать в июне уголь госшахт. А контрольный пакет «Днепрэнерго» находится у государства. «Государственным пакетом акций здесь управляет Национальная акционерная компания «Энергетическая компания Украины», которая отказалась приобретать уголь госшахт, и такая позиция нас удивляет», – сказал гендиректор «Угля Украины». По его оценкам, загруженность складов «Днепрэнерго» на данный момент составляет около 67%.

В июне государственные угледобывающие компании подали заявку в «Уголь Украины» на реализацию 1,783 млн. тонн угля, а частные шахты – 0,28 млн. тонн. В то же время НАК ЭКУ (госкомпания, управляющая тепловой генерацией) подтверждает приобретение в июне находящимися в ее управлении энергокомпаниями около 1 млн. тонн угля.

Вроде уголь поставляют, так в чем же вопрос? ДТЭК, крупнейший частник на этом рынке, подтверждает наличие перекрестных отгрузок угля. «В мае «ДТЭК Востокэнерго» подписаны необходимые документы на поставку в июне угольной продукции на Луганскую ТЭС от государственного угольного объединения «Ровенькиантрацит» в объеме 25 тыс. тонн», – говорится в сообщении ДТЭК. Но ДТЭК отмечает, что одной из главных проблем поставок угля является отсутствие денежных средств у «Угля Украины» на оплату железнодорожного тарифа вследствие чего с 1 июня приостановлены отгрузки угля госшахтами в адрес почти всех ТЭС Украины. Согласно сообщению ДТЭК, компания в данный момент продолжает переговоры о согласовании объемов будущих закупок угля у госшахт.

В этом конфликте собственники угледобывающих предприятий начали применять излюбленную тактику – использование интересов рабочих в своих корыстных целях. Срезу после начала «угольной войны», 2 июня, около 400 шахтеров частных угледобывающих предприятий требовали у здания Кабинета Министров обеспечить реализацию угольной продукции частных шахт. 4 июня около 250 шахтеров озвучили то же требование у здания Верховной Рады. Хотя, конечно с точки зрения норм мирового профсоюзного движения подобная борьба шахтеров за «свои интересы» не считается приемлемой. Профобъединения, стоящие на страже интересов хозяев традиционно называются «желтыми», а их лидеров «продажными». ФПУ руководят члены партии, которая традиционно связана с компаниями-собственниками частных шахт. Но и шахтеров можно понять. Они тоже хотят процветания предприятий, не меньше чем собственники этого бизнеса. Социальное обеспечение на предприятиях ДТЭКа на достаточно высоком уровне.

В результате такого «давления» сигнал был принят, ведь никому не хочется бить горшки с самым богатым человеком Украины. Председатель ВР Владимир Литвин предлагает парламенту обязать Министерство угольной промышленности обеспечить ежемесячную реализацию 68,5 тыс. тонн энергетического угля трех частных шахт. Проектом постановления предусматривается ежемесячная закупка 24 тыс. тонн угля, добытого на шахтоуправлении им. Чапаева, 28,5 тыс. тонн угля арендного предприятия «Шахта «Ждановская», а также 16 тыс. тонн угля шахты «Рассвет-1».

Самое главное, что правительству предлагается решить ключевой вопрос в этом конфликте – механизм взаимодействия между участниками угольного рынка Украины до 1 сентября. Насколько это будет действенно, пока не известно, но в результате несогласованности в добыче и поставках угля страдают обычные рабочие. А крупный капитал и госчиновники этим только пользуются.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я