додому Економіка Молочный спор’ вызывает напряженность между Россией и Беларусью

Молочный спор’ вызывает напряженность между Россией и Беларусью

118
картинка с сайта lukashenko2008.ru

“The New York Times”, Эллен Барри

Москва. Возмущенный введенным в России запретом на импорт белорусских молочных продуктов, президент Беларуси бойкотировал состоявшуюся в воскресенье встречу лидеров стран бывшего СССР, посвященную в первую очередь созданию многонациональных сил быстрого реагирования с участием России и пяти ее ближайших союзников.

Когда пошла вторая неделя так называемой ‘молочной войны’ с Москвой, президент Александр Г. Лукашенко выступил с заявлением, где отмечалось, что введя запрет, Россия пытается ‘фактически поставить белорусов на колени’, и если он не будет отменен, осуществление плана по созданию совместного воинского контингента станет ‘насмешкой над здравым смыслом’.

Внезапное решение Лукашенко о неучастии в саммите несомненно разгневает Москву, надеявшуюся укрепить связи с соседними странами и положить конец их ‘флирту’ с Западом. Президент Дмитрий А. Медведев импровизированным порядком взял на себя функции председателя Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые в воскресенье должны были перейти к Беларуси, и, несмотря на протесты Лукашенко, объявил в Москве о создании военного союза.

Медведев попытался снизить накал ‘молочной истерики’, выразив уверенность в том, что белорусское руководство поймет: подписание соглашения о создании коллективных сил соответствует их интересам. В то же время он был явно раздражен: ‘В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски. Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне по телефону и не говорил о том, что он собирается принять решение о том, чтобы не приезжать’.

Соглашение – в котором некоторые усматривают потенциальный противовес НАТО – подписали лидеры Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Под ним нет подписи Узбекистана – у Ташкента возникли возражения по некоторым пунктам этого документа – и Беларуси. Официальный представитель белорусского МИДа Андрей Попов заявил в интервью агентству ‘Интерфакс’, что соглашение не имеет силы, поскольку было принято в нарушение принципа консенсуса всех участников ОДКБ.

Напряженность между Россией и Беларусью нарастает уже несколько недель. С 6 июня Россия ввела запрет на ввоз 1200 наименований белорусской молочной продукции, утверждая, что они не соответствуют новым нормативам в плане упаковки, введенным в прошлом году. Запрет нанес сокрушительный удар по белорусской молочной промышленности: 95% ее экспорта приходится на Россию.

Хотя российские официальные круги утверждают, что эмбарго не имеет какой-либо политической подоплеки, белорусские политики заявляют, что Москва ‘наказывает’ страну за невыполнение своих указаний.

Один из спорных вопросов связан с тем, что Минск пока что отказывается признать независимость Южной Осетии и Абхазии – двух ‘отколовшихся’ регионов Грузии, которые признали суверенными государствами лишь Россия и Никарагуа. В этом месяце в интервью информационному агентству БелТА Лукашенко заявил, что российская сторона сделала такое признание условием для предоставления Беларуси кредита в 500 миллионов долларов – российские чиновники это отрицают.

‘Республика Беларусь давно уже заявила, что не намерена становиться ‘придатком’ России, особенно в экономическом плане, – отметил, выступая по белорусскому телевидению на прошлой неделе, депутат парламента Сергей Семашко. – Беларусь проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику. Кое-кому в России это очень не нравится’.

Беларусь уже долгое время зависит от России в финансовом плане, на что не преминул указать Медведев в своем воскресном выступлении, однако, и в этой сфере двусторонние отношения складываются непросто. В конце мая российский министр финансов Алексей Кудрин приостановил перечисление последнего пятисотмиллионного транша из предоставленного Минску кредита в 2 миллиарда долларов, предупредив, что к концу нынешнего года страну может ожидать дефолт, если ее руководство не пересмотрит свою экономическую политику. Лукашенко отреагировал бурно. ‘Не получается в России – не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты’, – цитирует БелТА его выступление на состоявшемся днем позже заседании правительства.

На Западе у Лукашенко найдется немного поклонников: там его постоянно критикуют за нарушение прав человека и грубые методы контроля над политической жизнью страны. Тем не менее, после того, как этой весной он освободил ряд политзаключенных, Лукашенко пригласили присоединиться к разработанной Евросоюзом программе ‘Восточное партнерство’, призванной укрепить связи между объединенной Европой и шестью постсоветскими государствами. На прошлой неделе Международный валютный фонд согласился предоставить Беларуси дополнительный миллиард долларов, что увеличило общий объем его кредитной линии для этой страны до 3,4 миллиардов.

По мере того, как выступления Лукашенко в последние недели становились все эмоциональнее, Москва реагировала хладнокровными заявлениями о том, что двусторонние отношения складываются нормально и их постоянная основа остается неизменной. ‘С российской стороны никаких оскорбительных или других высказываний, которые говорили бы о “разводе” между Россией и Беларусью, не было, – подчеркнула в этом месяце пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. – Беларусь была и остается нашим стратегическим партнером’.

https://www.inosmi.ru/translation/249863.html

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я