Домой Топ Новости «ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ 2018». О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

«ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ 2018». О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

93

Дмитрий ЛЕВУСЬ, советник председателя Луганской ОДА

«И самое главное – никаких «вільна каса». «Касса свободна» – всё на русском языке»! Так заканчивался ролик об открытии в Донецке в 2016 году ДонМака вместо Макдональдса. В общем-то, больше ничего и не нужно, чтобы понять реальные цели Москвы. Покойная Новодворская ещё в 1991 году сказала: «отечество интернациста – танк»! Через двадцать пять лет появилась яркая иллюстрация: чувак в футболке с «танковым биатлоном» (ироничное совпадение, однако), в отжатом Маке, запускает заведение с до мелочей собезьяниченной без всяких там франшиз-роялти концепцией, и при этом особое ударение на том, что всё исключительно по-русски. В условиях фронтира условности отброшены. «Русский мир» в чистом виде: захватил место и производство, украл идею, объявил всё исконно русским.

Так что иллюзий о том, какое национальное строительство идёт на оккупированных территориях Донбасса даже после одного просмотра этого видео быть не может. Интернационалисты действительно оказались интернацистами. С вполне конкретной этнической ориентированностью, независимо от происхождения и пламенных речей на митингах о равенстве и любви ко всем народам. Тем более это любовь «по-русски», а не какая-то там универсальная с «единым человечьим общежитьем». И потому предусматривает вполне конкретные вещи – в первую очередь русское воспитание с соответствующим информационным сопровождением.

Стоит понимать, что процесс этого воспитания «русскости» (назовём его условно так) на оккупированных территориях Донбасса не складывается в вакууме. Мол, приехали русские националисты-романтики-реконструкторы (нужное подчеркнуть/выделить) и принялись вместе с местными энтузиастами, гуманитариями выпускниками ДонГУ или Восточноукраинского университета, все долгие годы украинской власти лелеявших свою эту самую «русскость» в подполье, поднимать хоругвь «Русского мира» в школах, вузах, СМИ. Весь этот процесс чётко регламентирован, спланирован и контролируется Москвой. Более того, воспитание «русскости» на Донбассе имеет вполне конкретные цели: создание абсолютно иного, оторванного от Украины и общего с Россией ментального пространства. И попутно сворачивание всякого упоминания об украинской идентичности в регионе с абсолютным отождествлением «донбасской идентичности» с российской и русской. И не надо искать тайные планы Кремля в красных папках с надписью «особой важности». Понятное дело, что они есть. Но чтобы узнать их содержание Джеймс Бонд не нужен. Стоит только чуть пристальней посмотреть на практику Кремля в квазиреспубликах Донбасса и на принципы воплощения там российской политики в гуманитарной, этнической, информационной сферах то становится понятно очень многое (хотя, ясное дело и не всё). А именно. Донбасс включен в общероссийские процессы продвижения «русскости/российскости» и кампании на официальном уровне и их воплощение в жизнь осуществляется приблизительно как в каком-нибудь регионе РФ, хотя и с гораздо большим рвением в силу имеющегося контроля от «кураторов» и важности для Кремля гуманитарной сферы Донбасса.

Рассмотрим наиболее яркий и свежий пример. Весна 2018 года в «ЛНР» прошла под знаком акции с красноречивым названием «Быть русским». Акция выступала этаким пикантным российским националистичным соусом к основному блюду в информационном поле «республики» — «Пятилетке социально-экономического развития», кампания по продвижению которой превращает информационное и ментальное пространство оккупированной части Луганщины в химерное подобие СССР (об этом мы писали ранее). Сама же акция «Быть русским» является чисто российским изобретением и в прошлом году проходила в июне месяце в Рязани, точнее на городище Старой Рязани. Главными организаторами были Всемирный Русский Народный Собор (главой которого по уставу является Патриарх Московский), Данилов монастырь из Москвы и Детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия». То есть церковно-государственная спайка в деле милитаризированного воспитания молодежи РФ налицо. Но это другая, тема, заслуживающего своего исследования. Нас интересует оккупированная часть Луганщины, где «Быть русским» если и не «расцвел махровым цветом» то стал процессом заметным и, по своему, знаковым.

Задача «быть русским» была поставлена системе образования «ЛНР». Практически все «вузы по версии ЛНР»  отчитались о проделанной работе и акциях. Охвачены были и Луганский мединститут имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и Донбасский государственный технический университет в Алчевске, и Луганский национальный университет имени Шевченко (украинцы уже и отвыкли от того какую пикантность придают таким мероприятиям, нормальным в советские времена, их проведение в учреждениях с именами представителей иной культуры и системы взглядов, явно отличной от условно «русской»), и Луганский национальный университет имени Даля.

Теперь настало время прямых цитат. Цели и задачи акции «Быть русским» на оккупированных территориях Луганщины от непосредственных воплотителей на местах. Алчевский ДонГТУ (кстати тоже такая вот грустная ирония истории, ведь город назван именем подвижника украинства): «основными целями данного мероприятия являются: изучение истории своего родного края, знакомство с интересными и малоизвестными фактами Луганщины, укрепление русского национального самосознания, формирование чувства осознанного патриотизма посредством обращения к традициям русского народа, к знаковым событиям его тысячелетней истории». Комментарии тут, скорее всего, не нужны. Интернационализм, проповедуемый в «ЛНР» аж до дублирования советской символики не более чем фиговый листочек при формировании русско/российского ментального пространства.

В ЛНУ имени Шевченко: «мероприятие проводилось с целью выявления молодых талантливых поэтов и мастеров художественного слова для единения культурных ценностей и духовной общности народа Донбасса, а также укрепления в сознании принадлежности к «Русскому миру», к духовным ценностям русской культуры и формирования истинно патриотического сознания граждан Луганской Народной Республики». Кстати сказать, творческий конкурс организованный под акцию был массовым и награжденных оказалось много. Традиция вовлечения в массовые движения и возникающего таким образом соучастия, рожденная в СССР, живёт и побеждает. Ну и отдельный привет автору фразы про «выявление поэтов-мастеров», обычно в русском языке такой оборот встречается в документах где «выявляют» каких-нибудь «лиц причастных к националистическому бандподполью». Прикомандированному гебешнику все равно кого выявлять, полезных или вредных. Но потенциально опасными при таком подходе считаются все.

В университете имени Даля: «одним из негативных моментов является информационная война, которую ведет Украина против республик Донбасса и страны Запада против России. «Вбрасывания» информационной войны так же опасны для человеческого разума, как бомбы и пули для тела. Следовательно, нужно вырабатывать «иммунитет» против подобных внешних влияний. Действенным средством в достижении этой цели является укрепление национального самосознания». Для укрепления национального самосознания и провели конкурс эссе «Быть русским» с последующим круглым столом. С повесткой дня, которая украсила бы любой среднестатистический круглый стол, любого вуза истинной РФ: «С чего начинается Родина? Что для нас Отечество?; Кто такой настоящий патриот? Что сейчас больше всего нужно Российскому государству и Русскому миру». Диссонанса в сознании строителей молодых независимых республик от вопроса почему нужно думать именно о «Российском государстве и Русском мире» обнаружить в данный момент явно не удастся.

Ну и, вишенка на тортике, или же привет от истинных организаторов и вдохновителей акции «Быть русским» в исполнении Луганского мединститута! Мы же помним что «Всемирный Русский Народный Собор» фактически входит в структуру Московского патриархата, и главой его является патриарх Кирилл: «история неопровержимо доказывает: быть русским – значит, быть православным, беспрекословно уважать традиции русского народа, иметь обострённое чувство справедливости, быть свободолюбивым, щедрым и открытым». Безальтернативная такая «русскость». Будь православным, или ты нерусь поганая.

Идеологи «Русского мира» именно теперь, после переведения конфликта в статус низкой интенсивности (хотя довольно условной) нашли на оккупированной части украинского Донбасса очень удобный полигон для воплощения самых смелых идей. Территория с неопределённым статусом, с отсутствием даже декларативных институтов иного государства (хотя и до войны эти ребята чувствовали себя тут достаточно уверенно, но тризубцы на зданиях исполкомов и возможность ситуативно получить по голове от СБУ в случае каких-то технических/политических накладок Киева с Москвой, несколько раздражала); тотальный контроль над системой образования и СМИ; население ментально близкое к советским временам и даже чисто визуально гораздо более соответствующее их представлениям о том, как должен выглядеть адепт «Русского мира», не то, что кавказцы из «СНГ непризнанных». Классика! Территория не РФ, где идеология «Русского мира» принята как составляющая «государственного строительства», при этом полностью включенная в российское информационное и ментальное пространство аж до участия во всероссийских и региональных акциях гуманитарного и информационного плана. И это надо уже сейчас учитывать при формировании информационной и гуманитарной политики по отношению к территориям, которые будут освобождены.

Вместо послесловия. Статья написана на русском языке специально для поддержания тезиса координаторов проведения конкурса эссе «Быть русским» в оккупационном Луганском медицинском университете о том, что «многие вещи, которые сейчас пишутся по-русски, пишутся людьми, враждебно относящиеся ко всему русскому». Если же серьёзно, потому, что основная масса сторонников единения славянства в варианте «Русского мира» не в состоянии читать никаких иных славянских текстов кроме русскоязычных. А они должны знать, что все их ходы записаны и изучены. Всё будет Украина!