Домой Политика Децентрализация: под парусами или на веслах? ОТГ объединились. Что дальше?

Децентрализация: под парусами или на веслах? ОТГ объединились. Что дальше?

253

Екатерина ЗАПОРОЖЕЦ

Уже более трех лет в нашей стране идет процесс децентрализации, старт которой был дан утвержденной Кабинетом министров Укрианы Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине.

На сегодняшний день создано 413 объединенных территориальных громад (далее по тексту — ОТГ).  К концу же года, после 24 декабря – даты проведения первых местных выборов в еще 49 ОТГ, –  в Украине объединенных громад будет  663!

Как живется ОТГ? С какими проблемами сталкиваются? Не станут ли ОТГ феодальными образованиями и потенциальными центрами развития сепаратизма?

Начнем с последнего. Для того что бы дать оценку в этом щекотливом вопросе, следует немного вернуться к истории.

До старта реформы децентрализации мы имели регионализацию по вертикали государственной исполнительной власти. Административно-территориальное устройство, которое осталось в наследство от советских времен, стало одной из основных причин такого феномена.

Вся власть в территориях была сконцентрирована под местными государственными администрациями.

Главы областных и районных госадминистраций, которые должны были бы проводить и создавать единую государственную политику, по сути, были выразителями интересов местных региональных элит. Они были лояльны к центральной власти и ей преданы до определенного времени, что было ярко продемонстрировано в 2014 году.

В последние годы в Европе были осуществлены шаги, направленные на то, что бы власть находилась как можно ближе к людям, что бы принимать решения там, где есть непосредственный контакт с людьми и там где это решение будет наиболее эффективно выполнено и наиболее недорогим.

По мнению руководителя Института гражданского общества Анатолия Ткачука, Украина нашла оптимальный вариант такого баланса. В Украине остается трехуровневая система управления, но базовый уровень – территориальная громада и второй уровень – районный, должны быть существенно пересмотренными, а третий уровень – областной оставить без изменений. Основные полномочия, которые касаются практически всей жизни человека – это полномочия, которые находятся на уровне муниципалитета.

Концепция реформирования местного самоуправления предложила подход, который укрепляет государство, а не регионализирует его.

Раньше распределение ресурсов происходило следующим образом. Верховная Рада Украины закрепляла уровень ресурсов за областями, области в свою очередь распределяла ресурсы между районами и городами областного значения. Эта модель соответствовала квазифедеральному устройству, при котором области получали довольно широкие полномочия.

Государство сделало шаг, что бы создать больше связей с регионами. Переход на прямые бюджетные расчеты с городами областного значения создал эти связи, которые являются важными для единства государства.

Реформа 2014 года вместо единичных связей, создает тотальную связь на экономическом уровне между всеми территориями. Все ОТГ получают прямую связь с госбюджетом, они становятся главными составляющими целостной мозаики всей страны. После проведения этой реформы говорить о том, что можно будет взять под контроль какую-то часть Украины через стимулирование регионального уровня сепаратизма в каких-то областях – уже не приходится, поскольку децентрализация, выполненная до базового уровня, дает возможность создать единое украинское пространство. Модель, которая не стимулировала экономический рост, которая существовала до 2014 года, на сегодняшний день разрушена.

Сегодня Украина получила современную систему межбюджетных отношений, которая дает возможность получить дополнительные ресурсы, базирующиеся на собственном экономическом развитии. Поэтому децентрализация до уровня громад (не федерализация и не регионализация) является «предохранителем» от возникновения радикальных сепаратистских настроений по примеру Донецкой и Луганской областей.

Естественно, что процесс реформирования, в том числе становления новосозданных ОТГ не может быть легким и безоблачным. Многие ОТГ столкнулись с проблемами, которые в целом имеют общий характер.

Об этом откровенно и открыто было сказано представителями практически всех зарубежных организаций, которые оказывают нашей стране международную техническую поддержку, во время проведения в Харькове ІХ Международного экономического форума 22 сентября этого года.

К таким проблемам следует отнести:

  • отсутствие или низкий уровень подготовки кадров;
  • отсутствие стратегического видения;
  • низкий уровень предоставления услуг в т.ч. коммунальных;
  • слишком много внимания сосредоточено на вещах, а не на качестве и реальных изменениях;
  • попытка следования старым структурам управления и исполнительных органов, что очень дорого обходится громадам.

Повышение качества услуг, взвешенное бюджетообразование, подготовка и расстановка кадров, широкое привлечение граждан к процессам принятия решений, а также грамотное и продуманное стратегическое планирование –  являются основными вызовами и испытанием для ОТГ.

Безусловно, одним из лучших способов для системного подхода при решении проблем стоящих перед главами ОТГ есть изучение практического опыта в развитии территорий. Зачастую для такого опыта отправляются делегации за рубеж, что в принципе правильно. Но за три года от старта реформы децентрализации в Украине в нашей стране уже есть достаточно успешных ОТГ, у которых можно и нужно поучиться, в том числе по вопросам создания стратегии развития и бюджетообразования.

К примеру, первым шагом, который был сделан руководством Новоукраинской  ОТГ, что на Кировоградщине, стала подготовка стратегии развития. Стратегия разработана на 10 лет с конкретными проектами на три года. Бюджет возрос с 32 до 105 млн.грн, поэтому именно следование разработанной стратегии позволит эффективно использовать невиданные ранее средства.  Начали в Новоукраинской ОТГ с создания генерального плана, чтобы размежевать жилую застройку с промышленными зонами, что позволит в будущем избежать хаотичного строительства.

В Глобинской ОТГ на Полтавщине взвешенный подход к использованию дополнительных поступлений(бюджет громады в 2015 году — 18млн.грн, а в уже 2016 – 83 млн.грн) позволил реализовать 63 инфраструктурных проекта. В ближайших планах – еще 145. К примеру, реализация проекта по строительству очистных сооружений позволит завершить 20-летний долгострой и позволит подключить центральную часть города Глобино к центральной канализации, что в свою очередь даст возможность строить в центре многоэтажные жилые дома.

А Слобожанская ОТГ на Днепропетровщине, которая является лидером рейтинга состоятельных громад, конкурирует с мегополисом Днепром, создавая лучшие условия для жизни. Тут лучшие дороги, детские сады, а еще строится жилой дом на 106 квартир, спорткомплекс и бассейн. При этом часть средств бюджета размещена на депозитных счетах в банке.

Можно привести массу примеров успешного управления в ОТГ, что подтверждает правильность сделанного Украиной выбора в направлении децентрализации. Не остается в стороне и государство.

Комиссия при Минрегионе согласовала 1787 инфраструктурных проекта в объединенных громадах, которые будут реализованы до конца года за средства соответствующей государственной субвенции в размере 1,42 млрд. грн.

Огромным подспорьем, кроме поддержки государства для ОТГ является помощь от программ международной технической помощи. Европейское сообщество и США вливают значительные средства в реализацию ключевой реформы для нашего государства. Но не стоит забывать, что деятельность этих организаций призвана способствовать проведению децентрализации, повысить состоятельность местного самоуправления, а не внедрять реформу вместо нас. Грантовая помощь – это прекрасно, но она когда-то заканчивается. И об этом аспекте не стоит забывать при среднесрочном планировании развития.

Придет время, и эту лодку нужно будет толкать самим. И будет ли это корабль под парусами или дырявая плоскодонка с одним веслом определяется уже сегодня.