додому Економіка До и после «Копа»

До и после «Копа»

170

copСергей Кудрявский

Климатические протесты в Копенгагене пришлись на 10-ю годовщину событий в Сиэтле, когда во  время протестов против саммита ВТО и Всемирнго Банка родился феномен движения альтерглобалистов.

Круглая дата подталкивала к тому, чтоб все происходящее в датской столице рассматривать как некое подведения итогов, конец зачетного периода. В то же время конец декады совпал с ростом моды среди альтерглобалистов на климатическую проблематику. В то же время, экскурс в прошлое безсмысленны без ответа на вопрос  – откуда же взялось сегодня повальное увлечение лозунгами вроде Stop climate change?

Что касается исторических оценок периода 1999-2009, то тут обозреватели более-менее едины в выводах: за десять лет, во многом благодаря Сиэтлу, антикапитализм, в качестве общественной альтернативы снова востребован в глобальной политической повестке дня. Как свидетельствует нынешняя антикризисная политика кабинетов многих стран,  левые идеи доминируют в общественной дискуссии. Иная проблема в том, что рецепты, прописанные левыми экономистами, проводят в жизнь правый политический истеблишмент, напуганный последствиями рецессии.

Климат и капитализм

Большой резонанс имели появившиеся “впритык” к саммиту несколько статей известного обличителя международного капитализма Наоми Кляйн. Их основной тезис: Копенгаген знаменует новую фазу в истории альтерглобалистского движения.

Автор No Logo пишет: «СМИ долго критиковали движение, поскольку то, что называлось
“антиглобализацией” было подробным список обид, жалоб, но конкретных альтернатив в них было не много. У движения в Копенгагене, напротив, одна единственная проблема –  изменение климата. Но изучение проблемы, анализ корней ее причин и способов решение имеют комплексный характер.  Климат изменяется не просто из-за особых методов загрязнения, а, прежде всего, из-за логики капитализма, который абсолютизирует краткосрочную прибыль и бесконечный экономический рост…Климатические активисты в Копенгагене утверждают, что рыночная формула не в силах спасти климат. Торговля квотами не что иное, как беспрецедентная приватизация атмосферы, напоминающая захват ресурсов времен колониальных завоеваний. Это только усугубит бедность и неравенство потому, что бедные люди – первые жертвы изменения климата»

«Но активисты в Копенгагене будут не просто говорить про климат. Они будут настаивать на решениях, которые уменьшат эмиссию парниковых газов и неравенство. В отличие от предыдущих встреч на высшем уровне, где альтернативы походили на запоздалую реакцию, в Копенгагене альтернативы будут в центре внимания. ..Некоторые из проектов решения давно являются частью лозунгов антиглобалистского движения: локальная сельская экономика, децентрализация власти, поддержка зеленых технологий, отмена внешних долгов, налоги на финансовые операции», – далее пишет Кляйн.

Там же о тактике: «В дополнение к последовательному анализу и ставку на альтернативы, есть много других подвижек в движении: более вдумчивый подход к акциям прямого действия».

Суммируя свои мысли, Кляйн цитирует Джона Джорджа ((John Jordan) – киноактивист, с которым она вместе работала над фильмом The Take про акупации рабочими предприятий в Аргентине): «Если Сиэтл был для движения первым балом, то возможно Копенгаген будет празднованием нашего совершеннолетия”.

Что сказать?

Движение в Копенгагене действительно отличалась от того, что было во Флоренции, Генуе, Париже, Афинах, Ростоке и т.д.

Кляйн во многом права. Констатация факта глобальной угрозы выживанию толкает власти искать альтернативные модели. Зачастую при этом они используют наработки левых.

Весь Копенгаген сейчас украшен билбордами и транспарантами, которые могли бы легко сойти за пропаганду альтерглобалистов. Например, в аэропорту пассажиров встречает ряд плакатов с изображения ведущих мировых политиков, которые якобы в старости каются, что они не смогли остановить глобальное потепление.

Все та же угроза изменения климата толкает на контакты с левыми элиты Третьего мира.  Официальная делегация островного государства Тувалу не брезговала обществом  «грязных анархистов».  Активно сотрудничали с демонстрантами и латиноамериканцы. Но тут связь правительств и активистов была не так очевидна.

С другой стороны фокусирование на теме климата привело к размыванию идейных основ движения. В отличие от предыдущих альтергобалистских встреч на лотках Информационных центров Климат форума (левый ответ официальной Ооновской конференции) практически не было социалистической, анархистской литературы.
Повсюду валялись проспекты порой очень странных неправительственных экологических организаций вроде группы с названием «Адаптация к Климатическим Изменениям и Консервации Биоразнообразия». Наиболее громко в Копенгагене заявила о себе секта вегетарианцев, адепты которой завалили все места мероприятий книгами альбомного формата о том, как их гуру живет в кругу собак и птиц.

В кулуарах Форума можно было легко ознакомиться с разработками немецкого Института Шиллера, который обвиняют в распространении мифов о существовании сионистского заговора. Время от времени выпадал шанс лицезреть монахов бенедиктинского или францисканского ордена и получить от них пастырское послание: “хочешь спасти планету? – стань членом монашеской коммуны!” Действительно, чем монастырь не прообраз экологического общества?

Есть опасность, что через 20 лет слово «альтерглобалист» будет синонимично терминам «сектант», «антисемит» или «монах».  Конечно, если к этому времени экологический и следующий за ним по пятам экономических кризис не сократят антропогенное влияние «автоматически». Тогда человечество будут беспокоить совсем другие проблемы.

В любом случае после Копенгагена все будет иначе. На родине Андерсена власти нарушил сформированный где-то после Генуи пакт. Полиция и альтерглобалисты до сих пор играли по неким неписаным правилам. Первые не применяли массовых репрессий, вторые в плане акций прямого действия довольствовались спорадическими вылазками черного блока.

В Копенгагене в одностороннем порядке противник нарушил конвенцию: людей не только заворачивали на границе. В ходу были превентивные аресты, постоянные проверки документов и обыски (одного из знакомых автора обыскали 4 раза), не говоря уже о демонстративных, попирающих все существующие законы, акциях полицейского насилия.

Говорят о том, что в Копенгагене силовики стран ЕС пытались отработать общеевропейскую модель борьбы с альтерглобалистами. В любом случае продолжение репрессивной практики приведет к структурной трансформации движения, ревизии его программы, форм коммуникации. С учетом тенденций, вызванных увлечением  антиглобалистами климатической тематикой, на выходе должно получиться что-то очень необычное.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я